Представление человека о добре и зле. Добро и зло Представление человека о добре и зле являются плодом его религиозных воззрений. Отношение к вечным понятиям в средние века

На протяжении многих веков люди мечтали о счастливой и благополучной жизни, наполненной высоким смыслом и основанной на идеалах добра и справедливости, верности и чести, порядочности и товарищеской взаимопомощи, красоты и гармонии.

Совесть и доброта, честь и достоинство, долг и ответственность –эти нравственные понятия и ценности всегда выражали глубочайшие устремления человечества в его духовном развитии, открывали перспективы совершенствования человека и придавали его жизни достоинство и смысл. В мифах и легендах, преданиях и сказках, в религиозных исканиях и философских учениях выражены мечтания людей об идеальном миропорядке, в котором добро и справедливость, долг и ответственность, честь и достоинство выступают основой и содержанием общественных отношений. Значительный вклад в духовные искания человечества вносили и вносят религия и искусство.

Однако только в этике как в философской науке мир нравственных ценностей и целей, мораль в целом становится предметом специального интереса. Этика возникла более двух с половиной тысяч лет назад, когда в результате общественного разделения труда познавательная, теоретическая деятельность отделилась от непосредственно практического нравственного сознания, она даёт направление на решение тех же практических проблем нравственного бытия человека, с которыми ему постоянно приходится сталкиваться в повседневной жизни–что хорошо и что плохо, что правильно, а что нет и почему, как следует поступать, чтобы сохранить доброе имя и достоинство. Этика изначально формировалась как“практическая философия”, дающая понятия человеку о добродеятельной жизни. При этом большинство философов рассматривали свои философские системы как необходимое основание“практической философии”, видя именно в ней главный смысл и результат своих теоретических настроений. Этика всегда стремилась к теоретическому осмыслению ценностных поведенческих и смысложизненных проблем человека–как и во имя чего нужно жить, на что ориентироваться, во что верить и к чему стремиться.

Для того чтобы ответить на вопросы касающиеся данной темы, надо первым делом ответить, что такое добро и зло попытаться этим понятиям дать определение.

Понятие добра

В повседневной жизни мы нередко используем слово “добро” и несмотря на лексическое единство (“доброе вино” “одобрение”и. т. д.) необходимо понимать смысловые различия в употреблении этого слова. Важным при этом различать добро в относительном и абсолютном смысле. “Доброе” в одном случае это хорошее, т. е. приятное и полезное, а значит, ценное ради чего–то другого, ценное для данного индивида, в сложившихся обстоятельствах и т. д. , а в другом–есть выражение добра т. е. ценного самогО по себе и не служащего средством ради иной цели. Доброе во втором абсолютном значении–моральное, этическое понятие. Оно выражает положительное значение явлений или событий в их отношении к высшей ценности– к идеалу.

Добро есть то, что оценивается положительно, рассматривается как важное и значительное для жизни человека и общества. Добро есть то, что позволяет человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства.

Добро и зло Представление человека о добре и зле являются плодом его религиозных воззрений. Человечество слишком мало знает об окружающем мире, чтобы составить о нем полную научную картину, и никогда его знания не будут достаточны для этого. Для составления целостного понятия о мироздании человек вынужден прибегать к догадкам и предположениям, которые составляют большую и главную часть его мировоззрения. Рациональное знание всегда будет лишь малой его составляющей частью и способно непротиворечиво вписываться в состав разных философских и религиозных систем. Вследствие этого основой мировоззрения была, есть и будет вера. Даже атеизм по сути является верой, так как его фундаментальные положения научно недоказуемы и являются гипотезами. Атеисты веруют, что Бога нет, что вселенная безконечна в пространстве и во времени, а материя вечна и способна к саморазвитию, что живое возникло из неживого в результате случайных процессов, что человек есть не более, чем высокоорганизованное животное, что за гробом его ждет небытие, что движущей силой эволюции является борьба за существование. Может ли безбожный материализм породить понятия о добре и зле, достойные человека? Предоставим ответить на этот вопрос самому благочестивому читателю. Верующие люди имеют понятия о добре и зле соответственно своим представлениям о Божестве. И напротив, по нравственным представлениям человека, которые в разных религиях различаются до противоположности, можно понять, какому Божеству он поклоняется. Если в зороастризме добро и зло – два вечные и равносильные начала, постоянно борющиеся друг с другом, то в индуизме и буддизме добра и зла объективно не существует, они считаются субъективными понятиями несовершенных людей. Богооткровенное знание о добре и зле – величайшая драгоценность христианства, которой не обладает ни одна другая религия. Абсолютное добро – это Воля Божия, абсолютное зло – сознательное сопротивление, противодействие Воле Божией. Бог открыл нам Свою Волю в Заповедях. Мы, по милости Божией, знаем и то, что добро одержит над злом конечную победу. Эти истины, которые кажутся нам такими естественными, не есть плод человеческих исследований и размышлений. Они открыты людям в Ветхом и Новом Завете, и за много поколений усвоены христианским миром. Ничего подобного десяти Заповедям Закона Божия и Заповедям Блаженства религиозные мыслители других народов придумать не сумели. Между тем, на представления о добре и зле опирается нравственность, отношение человека к окружающему миру и другим людям. Рано или поздно, но перед каждым человеком встает вопрос: «Зачем я живу? Есть ли цель и смысл моего существования, и, если есть, то какие?» Вопрос этот немаловажный, потому что утрата смысла жизни приводит не только к безнравственным поступкам, но может довести и до самоубийства. Разные вероучения по-разному отвечают на вопрос о смысле жизни, но все сходятся в том, что в земных пределах достойной цели человеческой жизни нет. Материализм, например, говорит, что жить надо для того, чтобы сделать жизнь на земле лучше, комфортнее, справедливее, воспитать детей, оставить после себя память в истории, получить максимум удовольствий. Но поскольку всем понятно, что жизнь на земле когда-нибудь закончится, то высшего смысла в человеческой жизни материализм не находит. Психология говорит об этом так: «Смысла в жизни нет, но вы сами можете придать ей смысл, какой пожелаете. А лучше и вообще об этом не задумываться, как не задумываются об этом другие животные». Религии, содержащие учение о реинкарнации, имеют целью жизни достижение лучшего перерождения с перспективой достичь когда-то мира и языческих богов. Буддизм ставит целью освобождение от безконечного круга перерождений через достижение состояния «нирваны». Ислам и некоторые другие религии признают существование рая и ада, куда попадают души людей в зависимости от прожитой жизни, от их отношения к добру и злу, хотя о самом добре и зле эти религии имеют искаженные понятия. Среди всех вероучений христианство дает самые привлекательные для души и удовлетворительные для разума понятия о смысле земной человеческой жизни. Человек – существо безсмертное. Земная жизнь для него – подготовка к вечности. Он создан, чтобы любить Бога, Творца всего сущего, прославлять Его, исполнять волю Создателя своего и в этом находить свое счастье. Божественная Воля не ограничивает человека в добром, призывает его любить себе подобных, господствовать над земным миром и заботиться о нем, совершенствовать себя и готовиться к вечной жизни, а также бороться со злом и грехом. Христианское Священное Писание открывает человеку происхождение мира и самого человека, объясняет людям их место в мироздании, описывает важнейшие этапы человеческой истории, причем не только прошлой, но и будущей, указывает человеку правильные взаимоотношения с другими одушевленными и неодушевленными творениями. Ничего даже близкого к такой ясности не найдет человек ни в одной другой религии. Игумен Борис (Долженко) «К тихому пристанищу»

  • развивать представления учащихся о добре и зле; формировать у учащихся понимания важности вежливого отношения к окружающим людям;
  • воспитывать стремление совершать добрые дела.

Ход классного часа

– Начать классный час хочу со слов Л.Татьяничевой “Делать людям хорошо – хорошеть самому”.

– Как вы понимаете слова “Хорошеть самому” ?

– Значит ли это, что надо быть хорошим человеком, делать то, что нравиться людям?

– А эпиграфом к нашему классному часу станут слова А.Чепурова:

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра, она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!

– Помните, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас.

– Вспомним великолепное стихотворение В.В.Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо”. Человек так устроен, что умеет анализировать, отделять плохое от хорошего. Главное умение – научиться слушать себя и не давать волю злым чувствам, учиться их подавлять. Воспитывать твердый характер очень важно.

– Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Мы живем с вами на планете Земля. Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит люди могут творить и добрые, и злые дела. Добро и зло всегда идут рядом, также как любовь и ненависть. Дорога к добру нелегка. Поэтому важно осознавать свои действия и их результаты. Уметь быть благодарным людям, делающим вам добро. Не даром гласит русская пословица: “Доброе дело два века живет”.

– Что такое добро?

– Что есть зло?

Достается не дешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?
Этой мерой измерятся
Все земные труды…
Может, вырастил деревце
На земле Кулунды?
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Полезным мирным трудом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому.

– Свершив добро , наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно. “От добра добра не ищут”, – гласит русская пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды и ответа. Если вы научитесь этому, вы – богатый человек.

Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие,
Честное слово!

На клумбе цветок,
Его листья повисли.
Грустит он…О чем?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться.
Эй, дождик, полей!
И дождик спустился из лейки твоей.

А что же сестренка
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь
Сделай сестренке!
И ты обернулся
Ретивым конем –
Галопом сестренка
Помчится на нем!
Хоть мама
Еще не вернулась с работы,
Не трудно узнать
Ее думы, заботы.
“Вернусь,
Хорошо бы пошить, почитать…
Да надо с уборкой возиться опять”.
И ты совершаешь великое чудо –
Пол засверкал,
Засияла посуда!
И ахнула мама,
Вернувшись домой:
– Да это, как в сказке,
Волшебник ты мой!

– Есть пословица: “Доброе слово и кошке приятно”.

– Как вы понимаете смысл этой пословицы?

– Вспомните, а часто вы употребляете добрые слова. Эти слова еще называют “волшебными словами”. Почему?

– А теперь подумаем над смыслом еще одной пословицы: “Доброе слово человеку, что дождь в засуху”.

– Как вы понимаете ее смысл?

– Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы сейчас встречаемся в жизни. И есть приветствия и пожелания, в которые входит само слово “добро ”.

Добро пожаловать! (Вежливое приветствие и гостеприимное приглашение прийти, приехать, войти в дом и т.д.)

В добрый час! (Пожелание удачи, благополучия при начинании какого– либо дела.)

В добрый путь! (Доброе пожелание тому, кто уезжает куда– нибудь.)

Дать добро – дать согласие, разрешение на что-либо, одобрение.

Получить добро – получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение.

– “Спешите делать добро” . Эти красивые, меткие слова принадлежат главному врачу московских тюремных больниц Ф.П.Газу. Он очень много делал для облегчения условий жизни заключенных. Этот призыв высечен на постаменте памятника доктору, установленного в 1909 году в Москве, в переулке Мечникова.

Доброта, милосердие, радость, переживание за других создают основу человеческого счастья.

Уже в 4 веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: “Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье ”.

Эту мысль продолжил уже в 1 веке до н.э. римский философ Сенека: “Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других”.

– Вспомним слова Л.Н. Толстого: “В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других”.

– Есть много других высказываний писателей о доброте.

“Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта” (Мигель Сервантес)

“Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям” (Жан Жак Руссо)

Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добро в людях” (Блез Паскаль)

Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других” (Лев Толстой)

Лучшее, что храню в себе, это живое чувство к добрым людям” (Михаил Пришвин)

– Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Напротив, себялюбец – несчастлив.

И.С.Тургенев писал “Себялюбие – самоубийство. Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево”.

Верно, человек, который любит только себя, который не имеет друзей, остается один, когда приходят жизненные испытания.

– Добрый человек должен быть вежлив с другими людьми?

Для того чтобы стать вежливым, вы должны как можно чаще пользоваться “волшебными” словами, от которых становиться радостнее, теплее, светлее на сердце у других людей. В слове заключена великая сила.

– Давайте повторим вежливые добрые слова .

– Слова, которыми можно выразить благодарность. (Спасибо, благодарю)

– Слова, которыми можно поприветствовать. (Здравствуй, привет, как я рад тебя видеть)

– Слова, которыми можно попросить прощение. (Прости, пожалуйста, извини)

– Слова, с помощью которых можно обратиться с просьбой. (Пожалуйста, будьте добры)

За что мы говорим “спасибо”?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали сколько раз.

Отменить, что ли, слово “пожалуйста”?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без “пожалуйста”
Нам становится неуютно.

Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду
И взрослых перебивать,
И что обещал – забывать.
А если я все же забуду, –
Простите, я больше не буду.

– Добрый день! – тебе сказали.
– Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.

Нам желают: “Доброго пути!” –
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.

– Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
– Здравствуй! – улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.

– А теперь поиграем в игру “Доскажи словечко”. Проверим, как вы повторили “вежливые” слова.

Растает даже ледяная глыба
От слова теплого …(“спасибо” )

Зазеленеет старый пень,
Когда услышит …(“добрый день”)

Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь …(“здравствуйте”)

Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы …(“спасибо”)

Когда нас бранят за шалости,
Говорим мы …(“прости, пожалуйста”)

И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят …(“до свидания”)

– Когда вы закончите школу, вы станете рабочими, строителями, космонавтами, а может капитанами… Есть сотни профессий, среди них каждый из вас выберет себе ту, которая для вас станет самой интересной. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, вежливыми. А этому нужно учиться. Да здравствует добро, уважение и чуткость друг к другу !

Слова: “До свиданья”,
“Спасибо”, “Простите”,
“Пожалуйста”, “Здравствуйте” –
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.
В троллейбусе, в парке,
В школе и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно
На свете прожить.
Слова эти надо
С улыбкой дарить. (В.Кудлачев)

– А знаете ли вы историю слова “добро”?

– Что означает слово “добро”?

Добро – все положительное, хорошее, полезное.

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок.

Что же гласит народная мудрость о доброте?

  • Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
  • Делай другим добро – будешь и сам без беды.
  • Доброта – язык, на котором немые могут говорить и некоторые глухие могут слышать.
  • Доброта лучше красоты.
  • Чего не сделаешь силком, того добьешься добро.

– Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои.

– Сейчас мы с вами поиграем в игру “Сказочный герой – добрый или злой?” . Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками.

(Гуси-лебеди; Золушка;
Карабас-Барабас; Золотая рыбка;
Баба-Яга; Иван-царевич;
Морозко; Кащей Бессмертный;
Мальвина; Водяной;
Красная Шапочка; Карабас-Барабас)

– А на какого героя вы хотели бы быть похожими? Почему?

– Можно ли человека заставить быть добрым?

– Можно ли стать добрым на время? Поразмышляйте.

– Проанализируйте жизнь нашего класса за последнее время.

– Какие произошли изменения? Определите, под влиянием чего они произошли?

Чтобы стало в этом мире
Завтра лучше, чем вчера,
Есть на свете командиры
И волшебники добра.
Мы счастье всем добудем,
Волшебники удачи…
Дарите радость людям,
Дарите радость людям!
Чтоб стать самим богаче,
Дарите радость людям!
(Н.Добронравов)

– Давно уже замечено, что добрый человек всегда окружен искренними людьми, а это достоинство нельзя сравнить ни с какими материальными благами. Всем известно, что доброту и любовь нельзя купить за деньги. Добрый всегда найдет поддержку и утешение в радости других людей. Доброта – это как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Надо научиться быть добрым ко всему окружающему.

– В каждом из вас есть маленькая частичка доброты. Как маленькое солнышко – доброта . Она очень нужна и вам самим, и близким вам людям, вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружает. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко.

– Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

– Может быть, нам помогут это узнать старинные весы?

– На одну чашу весов мы будем класть “зло” (зависть, жадность, грубость, предательство.) (Добро и зло на чашах весов. )

– Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”.

– Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и положим свои “капельки”. Вскоре чаша весов “добра” перевешивает чашу “зла”.

– Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след . Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело. (На чистый лист ватмана каждый ребенок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, фигурки птиц и зверей. Получается красивая аппликация)

– Как мы назовем эту картину? (“Мир”, “Как прекрасен этот мир”, “Добро победило зло”.)

– Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно и радостно)

– Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не дается с рождения, не передается по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днем, воспитывать в себе ее – Доброту.

Добрые люди, ничто нас не остудит,
И не захлопнуть распахнутых дверей!
Добрыми будем, и мир добрее будет,
Добрыми будем, и будет жизнь добрей. (Р.Казакова)













1. Один из них каждый день просит своих друзей помочь ему: одолжить деньги, еду, оказать другие услуги. Обращаясь к ним,он говорит, что если они действительно его друзья, то они не откажут ему в этом и, в конце концов,просто обязаны ему помочь. Через некоторое время все друзья отворачиваются от него. Они перестают звонить и навещать его. 2. Другой каждый день встаёт пораньше, чтобы всё успеть. Он всем сердцем предан своим друзьям, поэтому часто навещает их, помогая им, чем может. Через короткое время все знакомые считают его лучшим другом, стараясь быть ближе к нему. Они рассказывают о нём другим, и он становится всеобщим любимцем.



Тест «Добрый ли, я» 1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным? 2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику? 3. Твой партнёр плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре? 4. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение? 5. Часто ли ты используешь злые шутки? 6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность? 7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует? 8. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей? 9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл? 10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека? 11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности? 12. Станешь ли ты передразнивать кого – то, чтобы развеселить своих друзей?



Доброе слово Не одежда красит человека, Торопись на доброе дело, Не хвались серебром, Кто добро творит, В ком добра нет, Не ищи красоты - а хвались добром. ищи доброты. а худое само приспеет. в том и правды мало. того Бог отблагодарит. и кошке приятно. а его добрые дела.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: