Экстремальные условия в военной службе. Психологические свойства личности военнослужащих, их развитие в процессе военной службы. Психологическая адаптация ветеранов боевых действий

Психологи выделяют признаки нормальной здоровой личности, к которым относят:

  1. интерес к внешнему миру;
  2. наличие смысла жизни, определённой жизненной философии, которая упорядочивает, систематизирует опыт человека;
  3. существование иерархии ценностей;
  4. целостность личности, адекватность её реакций на изменение обстоятельств;
  5. сбалансированность основных нервных процессов (возбудительного и тормозного), адекватная уравновешенность корковой и подкорковой деятельности;
  6. способность к установлению душевных контактов с окружающими;
  7. соответствие поведения человека нормам и традициям, установленным в обществе;
  8. подчинение общественным целям, выбор законных средств для достижения личных целей и др.

Идеальное психическое здоровье – это не только отсутствие психических заболеваний, но и исключение каких-либо предпосылок к нему. Между идеальным психическим здоровьем и психическими болезнями существует целый ряд промежуточных состояний, характеризующихся различной степенью риска развития психической патологии.

В этом ряду находятся лица с нервно-психической неустойчивостью – это состояние психической дезадаптации, которое характеризуется склонностью к срывам оптимального функционирования и адекватного личностного реагирования в условиях нервного напряжения. Предупреждение и раннее распознавание НПН является главным звеном практической профилактической работы.

Военная служба неизбежно сопровождается значительными психическими и физическими нагрузками. Изменение ритма жизни, разлука с домом и семьей, уставной распорядок дня, регламентированный режим поведения, необходимость подчиняться, повышенная ответственность, бытовые неудобства, различные профессиональные вредности – все это предъявляет повышенные требования к состоянию психического и физического здоровья.

Военнослужащих с низкой « нервно-психической устойчивостью» (НПУ) выделяют в особую группу, так как при значительных физических и психических нагрузках у них могут произойти биологически обусловленные срывы нервной системы.

Низкая НПУ предполагает наличие у военнослужащего различных предболезненных состояний (крайние варианты психической нормы) со скрытой, невыраженной, либо умеренно выраженной, но компенсированной формой течения, обусловленные дефектами функционирования нервной системы и снижающие приспособленные возможности организма.

Все военнослужащие, в соответствии с требованиями ГОМУ ГШ ВС РФ проходят психологическое (психофизиологическое) обследование в военном комиссариате, а затем и в воинской части группой профессионального психологического отбора, в ходе которого у них определяется уровень нервно-психической устойчивости.

В соответствии с тестовыми методиками, разработанными в ГВМУ МО РФ, военнослужащие по уровню нервно-психической устойчивости делятся на 4 группы:

1 группа — лица с высокой нервно-психической устойчивостью, практически здоровые. Нервно-психические срывы маловероятны.

2 группа — лица с достаточной нервно-психической устойчивостью. Нервно-психические срывы вероятны, если военнослужащий длительное время находится в экстремальной ситуации без соответствующей помощи.
Военнослужащих 1 и 2 групп можно рекомендовать на специальности, требующие повышенной НПУ, а также выполнения задач с оружием и боеприпасами.

3 группа — лица с удовлетворительной нервно-психической устойчивостью. Нервно-психические срывы вероятны даже если военнослужащие непродолжительное время находятся в экстремальных условиях, что ограничивает использование этих военнослужащих по отдельным специальностям, либо в определённых ситуациях.

Военнослужащие этой группы не рекомендуются к несению караульной службы, ограничено годны к несению службы в составе суточного наряда. Лица 3 группы НПУ требуют индивидуальных психопрофилактических, коррекционных и воспитательных мер, после принятия которых, и только в персональном порядке, может рассматриваться вопрос о допуске их к несению службы с оружием.

4 группа — лица с неудовлетворительной нервно-психической устойчивостью. Вероятность срывов очень высока даже при умеренных психических и физических нагрузках. Командир по рекомендации психолога обязан направить этих лиц на консультацию к специалистам медицинской службы для принятия мер и решения на предмет годности к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации.

Военнослужащие 3 и 4 групп НПУ должны находится под постоянным динамическим наблюдением войсковых психологов. Один раз в полгода следует дополнительно проводить изучение и тестирование лиц с низкой нервно-психической устойчивостью, делать заключение о их текущем состоянии (снижении или повышении НПУ).

Для выявления группы НПН рекомендуется использование тестовых методик «Прогноз — 2» и «НПН — А». Все методики, применяемые для изучения личного состава, должны быть предварительно адаптированы, приведены в соответствие с законом нормального распределения и только после этого использоваться на практике.

Выявление лиц с НПН является составной частью работы командиров, из заместителей по воспитательной работе, военных психологов и врачей по изучению индивидуально-психологических особенностей личного состава, сохранению и укреплению психического здоровья военнослужащих.

Мероприятия по выявлению лиц с НПН проводятся на протяжении всего времени пребывания военнослужащих в В\ч. Опыт показывает, что основная часть военнослужащих с НПН и психическими расстройствами (до 80%) выявляется в первые 1-3 месяца после призыва, а остальные (20%) – в процессе дальнейшего прохождения службы. Все выявленные военнослужащие должны быть поставлены на динамическое наблюдение.
Для выявления военнослужащих с низкой НПН может быть использован метод изучения документов. Этот метод даст косвенные признаки НПН: психические заболевания у родителей и близких родственников, перенесенные травмы головного мозга, наблюдение у психоневролога, воспитание в неблагополучной семье, трудности в обучении, сложные отношения в коллективе, вспыльчивость, раздражительность, раннее пристрастие к алкоголю, курение, употребление наркотиков.

У военнослужащих с низкой НПУ в повседневной деятельности часто наблюдаются:

  • вялость, пониженная активность, истощаемость нервной системы, плаксивость, пониженное настроение, нарушение сна, частые жалобы на головную боль, робость, пугливость, мнительность;
  • раздражительность, вспыльчивость, импульсивность, нарушение ритма и глубины дыхания, тремор рук;
  • замедленный темп действий, навязчивые мысли и действия;
  • замкнутость, погруженность в себя, странные, порой необъяснимые поступки;

Данные признаки должны служить для командира своеобразным сигналом для проведения дополнительного обследования с помощью тестовых методик и других методов психодиагностики.
Работа с военнослужащими групп с НПН требует комплексного подхода и постоянного взаимодействия командиров, врачей, психологов.

дипломная работа

1.2 Сущность и содержание процесса адаптации военнослужащих по призыву к армейской среде и условиям службы

Период реформирования Вооруженных Сил характеризуется значительным усилением внимания к проблеме надежного и эффективного функционирования человека в экстремальных условиях военной службы. Нарушение психического и физического здоровья молодых солдат неизбежно влечёт за собой возникновение у них различного рода проявлений дезадаптивного поведения и приводит к выраженному функциональному напряжению, а как следствие - к снижению успешности обучения.

Из анализа психологической литературы по проблеме адаптации молодых воинов к воинской службы сложились два основных направления в понимании сущности личности к воздействию новых раздражителей или к изменившимся условиям деятельности и жизни в целом. (А.А. Таланкин, Г.Д. Хаханьян, Г.Д. Луков, Н.Д. Феденко, В.Г. Демин, М.И. Дьяченко, С.Кабеле, А.И. Александров, Л.Ф. Железняк, Н.Н. Мороз, И.Е.Бойков, Я.В.Подоляк, и др.).

Сторонники первого направления основным содержанием адаптации считают привыкание, изменение (логику) старого динамического стереотипа и формирование нового. Правомерность такого подхода не подлежит сомнению при оценке биологической, физиологической, психофизиологической и психологической адаптации человека к определенным условиям жизни и деятельности, в том числе и военной службы.

Второе направление: в основе которого лежат рассуждения о том, что в процессе адаптации личность не только приспосабливается к среде, но и активно взаимодействует с ней, приспосабливая ее к себе, изменяя в собственных интересах (М.П. Коробейников, Ф.И. Мингошов, В.И. Ковалев, А.Д. Глоточкин, К.К. Платанов, Л.Г. Егоров, В.П. Петров, АЛ. Яблонко, С.С. Мусучков, и др.). Такой подход позволяет адекватно понять сущность активности личности в процессе ее адаптации в социальной макро- и микросреде, разграничить понятия биологической и социальной адаптации как взаимосвязанных, но разноуровневых явлений.

Сторонники первого подхода, не соглашаясь с таким пониманием адаптации, утверждают, что в данном случае наблюдается слияние понятий адаптация и социализация человека. Так, Андреева отмечает, что «здесь явно вырисовывается конкуренция понятий адаптация и социализация... Причастность этих понятий к общей для них проблеме, по-видимому, и является основанием для некоторых авторов употреблять их как тождественные. Одно это основание нельзя считать достаточным».

Но правомерно ставя вопрос о необходимости разграничения этих понятий, Д.А.Андреева несколько упрощает сущность адаптации человека, считая, что она представляет собой лишь преодоление затруднений через привыкание, освоение нового дела.

Понимание сущности человека как совокупности всех общественных отношений, продукта деятельности и обучения, анализ психологической литературы позволяет считать, что и в первом и во втором подходах правильно, но односторонне понимается процесс его адаптации. Ведь «приспособление» является формой адаптации человека как организма. Процесс же его адаптации как личности может протекать и в приспособительной форме, и в форме «активного овладения» новыми видами деятельности и условиями их осуществления. Диалектика проявления этих форм, определяется характером взаимодействия субъективных, психологических факторов и объективных условий протекания адаптации человека, и поэтому адаптация отличается широкой вариативностью.

В процессе адаптации личности не столько приобретаются новые свойства, качества, сколько перестраиваются уже имеющиеся. Понимание сущности адаптации позволяет считать, что адаптация является элементом социализации человека. Ведь под социализацией понимается «сложный многоуровневый процесс формирования основных личностных качеств индивида, необходимых ему для жизнедеятельности в обществе, а также усвоения определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества». Освоение человеком новых видов деятельности и поведения в процессе его социализации с необходимостью предполагает и адаптацию к ним .

Сущностью адаптации молодых солдат к военной службе, как к особым условиям является приведение субъекта адаптации - молодого воина в оптимальное соответствие с требованиями воинского коллектива (объекта адаптации). Содержанием психологической адаптации выступает процесс выбора и реализации таких способов поведения и форм общения, которые позволяют согласовать требования и ожидания участников адаптивной ситуации в условиях совместимости (несовместимости) основных ценностей личности и воинского коллектива. В процессе психологической адаптации участвуют познавательный, эмоциональный, мотивационный, и поведенческий компоненты психологии личности. психологическая адаптация зависит не только от особенностей адаптирующейся личности, но в основном, от качеств воинского коллектива, от его типа: формирующегося, формального или истинного. При этом специфика психологической адаптации молодых воинов будет определяться совпадением или несовпадением ценностных ориентаций личности и воинского коллектива. Поэтому здесь очень важно отметить не характерные черты армейской среды, в которые попал человек, а особенности его социально-психологического статуса: которые определяются требованиями уставов и приказами командиров, а не его желаниями и склонностями. А иногда вопреки им. Он должен отказаться от ряда привычек и навыков, временно отложить реализацию жизненных планов или изменить её тактику. .

Так попав в новые условия у человека возникают первые впечатления связанные с резкой сменой образа «Я». Меняется все: внешность (новая стрижка, одежда); имя заменяется званием и наименованием подразделения; меняются быт и распорядок дня и т.д. Но самые сильные переживания - от осознания, того что индивид не может распоряжаться собой в полной мере, вдруг перестает быть личностью, принимающей решения. Его никто здесь не знает, а главное -- у него нет возможности восстановить свою индивидуальность, даже на уровне совершения элементарных поступков (время регламентировано от приема пищи до просмотра телепередач). Все подчинено заведенному распорядку, и ему необходимо следовать, чтобы избежать санкции за неповиновение - главный «грех» военнослужащего. Цель такой социально-психологической организации подчинить человека, приучить его к выполнению любых приказов: солдат не должен задумываться, а мгновенно подчиняться требованиям командиров. Конечно, такая ситуация своей радикальной новизной вызывает стресс. Выходом из него является то, что многие солдаты пытаются найти смысл не в самих действиях, а в их точном, безукоризненном выполнении. Как следствие, снижается критичность по отношению к окружающим и к себе, а также общий интеллектуальный уровень.

Особенно в первые месяцы службы трудно удовлетворить даже самые элементарные физиологические потребности, не говоря уже о других уровнях потребностей (постоянное чувство голода, недосыпание, неудовлетворенная сексуальность, отсутствие безопасности и социальных связей, любви, идентификации и т.д.). Потребность самоуважения также не реализована: нет успеха, признания, одобрения, либо эти потребности в связи с их специфическим пониманием в данной среде не воспринимаются индивидом как адекватные.

Удовлетворение потребностей часто переносится в сферу фантазии: воспоминаний о прошлом и представлений о будущем. Причем, представления о будущем мыслятся в различной временной перспективе: от наступления нового периода службы до послеармейской жизни. Жесткий официальный распорядок отчасти реализуется в альтернативных ритуалах, являющихся суррогатной формой реализации потребностей идентификации, самоуважения, успеха.

У многих военнослужащих - отличительной чертой становится конформность, т.е. то, что его окружает, непонятно или неприемлемо, а отказ следовать установленным порядкам моментально ведет за собой разнообразные санкции, от которых практически невозможно скрыться. Поэтому демонстрация лояльности командирам -- главная черта адаптивного поведения молодого солдата, она выражается в широко распространенной в армии форме ответа на любые претензии: «Виноват! Исправлюсь!» Эта конформность обуславливает в дальнейшем подчинение авторитету старослужащих, когда солдат переходит из учебного подразделения на место дальнейшей службы. Практика наказания группы за нарушения одного приводит к тому, что контроль за соблюдением традиций нередко осуществляют солдаты одного срока службы, поэтому невыполнение правил влечет за собой не только ухудшение отношений со старослужащими или офицерами, но и со своей группой.

Не мало важное влияние на адаптацию молодых солдат оказывает ритуализация жизни. Самые важные из неформальных ритуалов в жизни военнослужащих - «ритуалы перехода», означающие вхождение в другую «возрастную» и, следовательно, «социальную» группу, характеризующуюся новым перечнем прав и обязанностей. Такая смена сопровождается различными ритуальными действиями. К этим ритуалам могут относиться так называемые «отбивания» солдат ремнем по количеству месяцев, которые предстоит еще прослужить, передача части пищи от «стариков» к «молодым» в определенные дни и много другое. Особой значимостью обладает ритуал «Сто дней до приказа» (об увольнении в запас), символизирующий передачу власти, на сутки «молодые» и «старики» могут меняться ролями. Тогда все приказы «молодых» выполняются «стариками» беспрекословно и даже радостно.

Следование неформальным ритуалам позволяет в суррогатной форме реализовать некоторые подавляемые потребности, способствует осознанию прав и обязанностей в этой социокультурной среде; позволяет время от времени (в моменты ритуальной игры) снять психологическое напряжение, вызванное жесткой регламентацией жизни; помогает упорядочивать борьбу за доминирование среди военнослужащих разных призывов.

Периоды службы тоже имеют большое значение, но весьма значима третья четверть службы, где отмечается ослабление противостояния в системе отношений «молодой» -- «старик», позволяет занять место в стороне от конфликтов, это как бы промежуточный этап. Однако и здесь имеются свои четкие правила: права и запреты (например, может быть запрещено давать личные поручения солдатам второй четверти службы). Четвертая четверть службы дает возможность военнослужащим требовать необходимого, по их мнению, уважения к себе. Группа осознает общность интересов и источники их реализации. Сила -- в единстве. Объект воздействия - молодое пополнение. Такую традицию очень сложно переломить: сколько пришлось вытерпеть раньше, мечтая о последующей компенсации за унижения, поэтому «старослужащие» идут даже на преступления, добиваясь, как им кажется, справедливости.

Последние месяцы службы -- после приказа об увольнении в запас и до окончания службы. Это период подготовки к гражданской жизни (в рамках неформальной ритуализации воинские звания «дембелей» обычно заменяются обращением «гражданин»). «Дембеля» - самые авторитетные люди в казарме, они почти выключены из отношений господства -- подчинения, их статус держится на «уважении к старости».

Каждый период службы имеет неформальные знаковые обозначения, таких отличий, которые не видны непосвященному, может быть десятки.

Семиотика обозначает срок службы и, следовательно, статус военнослужащего.

А вместе с тем социальная структура армии, ориентированная на внешнее принуждение, жёсткую централизацию, беспрекословное подчинение постепенно теряет свою легитимность в ценностях. Ценности перестают быть эффективным средством для выполнения институциональных целей и задач.

Личность, чтобы успешно выполнять свои профессиональные обязанности, должна обладать определённой совокупностью индивидуальных психологических свойств, которые выступают в качестве факторов адаптации. Основоположниками такого научно-психологического подхода к проблемам профессионального становления человека является Ф. Пирсон (1908). Согласно предложенному им подходу, каждой профессии соответствует определённый набор психологических и физических качеств индивида, а успешность профессиональной деятельности и удовлетворение профессией находятся в прямой зависимости от степени соответствия индивидуальных качеств требованиям профессии. Личностные структуры и профессиональные требования к человеку в реальной жизни являются весьма изменчивыми, а не стабильными. Попытки учёта и измерения индивидуально-психологических особенностей человека для прогноза эффективной адаптации к какой-либо области в разное время предпринималось достаточно широко (Березин Ф.Б., Кулагин Б.В., Леонтьев А.П., Подоляк Л.В., Самойлова В.А., Симонов П.В.,). Индивидуальные особенности субъекта являются важными факторами, так как они как бы моделируют (строят) адаптационные процессы при изменении тех или иных факторов или условий внешней среды (Казначеев В.П.,).

Зачастую, изменения ценностных ориентиров молодых солдат сказывается на морально-психологическом состоянии в процессе адаптации.

Так негативное отношение к военной службе, возможность уклониться от нее, безнаказанность за данные проступки - данное представление, сформированное у молодого человека до призыва в армию, в новых условиях в период привыкания к новым условиям жизни -- значительно усиливается, даже при встрече с незначительными трудностями разрешение которых может перерастать в межличностные конфликты.

Конфликтность в отношениях друг с другом в основном связана с перекладыванием своих обязанностей на сослуживцев, и способствует проявлению дезадаптивного поведения.

Анализируя дезадаптивное поведение, можно выделить два основных его вида:

1. Негативно -- агрессивный, который характеризуется негативным отношением к армии и всему, что в ней связано - командирам, сослуживцам, воинскому быту и.т.п. Как возможность повлиять на окружающих -- агрессивность поведения, попытки неповиновения, повышенная конфликтность, попытка самовольного оставления части.

2. Тревожно - депрессивный, для которого характерны замкнутость, самоизоляция от воинского коллектива, погруженность совобственные переживания, снижение настроения, мрачность, замедленные движения, нерасторопность, отсутствие решительности, настойчивости. Самообвинение чувство собственной неполноценности - основные показатели отношения к самому себе, этот тип дезадаптации личности чреват попытками суицида, самовольного оставления воинской части, как единственными, по мнению данного человека, возможностями избавления от жизненных трудностей и негативных переживаний.

Разделение на эти два вида отклоняющегося поведения чисто условно. Однако в ходе адаптации молодого пополнения те или иные тенденции в поведении военнослужащих проявляются.

Наблюдения за молодыми солдатами показывают, что описанные выше типы поведения могут и не являться следствием дезадаптации личности к новым, армейским условиям. Они могут проявляться и по другим причинам: вследствие акцентуации характера (чрезмерной выраженности отдельных

черт характера, представляющих крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями), серьезных издержек воспитания, неблагополучного развития личности в силу различных причин в т.ч. патологической наследственностью перенесенных заболеваний, особенно нервно - психических, травм мозга и.т.д. .

Призыв на военную службу, новизна обстановки, для восприятия которой у молодого человека не выработана реакция приспособления, ломка привычной и хорошо знакомой деятельности - всё это создаёт поистине экстремальные условия, которые можно рассматривать в качестве стрессора, а их воздействие на человека - как сильное стрессирующее влияние. В литературе существует множество разрозненных указаний на возможный позитивный аспект влияния экстремальной ситуации на человека: «потрясающая психотерапия» В.А. Ананьева , «катарсис» у Л.А. Гримака , метафе-номен «активной гуманизации» у Л.А. Китаева-Смыка , «удачный копинг» со стрессовыми событиями у В.А. Лищука .

Концепции всех авторов объединяет представление о том, что в минуты необычных переживаний с человеком происходит нечто, позволяющее ему осознать новые грани реальности, продвинуться в личностном росте, увидеть жизнь в ее истинном свете: Люди, прошедшие испытание потрясением, как правило, создают новую форму своего существования, начиная с осмысления своих обычных связей, через познание своих устойчивых связей, кончая познанием и использованием необходимых связей, т. е. сущностных. Сущность живет необходимыми связями, а необходимость определяется конституциональной программой (моделью) развития здоровья.

Таким образом, экстремальная ситуация в отдельных случаях может быть рассмотрена как своеобразный катализатор личностного роста . Эта же идея формулируется с позиций теории адаптационной нормы: норма адаптации конкретного организма не может существенно меняться, однако норма психической и особенно социальной адаптации может расширяться в результате перехода на новый уровень существования, и это происходит благодаря проживанию ситуаций, связанных с «потрясениями».

Но все знают, что не всегда экстремальность оборачивается для личности своей позитивной стороной: зачастую переживший жестокий стресс человек как бы отступает в своем личностном развитии, становится более дезадаптированным, ущемленным и страдающим, чем был до этого события. Возникновение синдрома посттравматического стрессового расстройства - самая яркая иллюстрация такого «регресса».

Индивидуальная выраженность стресса в большой мере зависит от осознания человеком своей ответственности за себя, за окружающих, за все происходящее в экстремальных условиях, от психологической установки на ту или иную свою роль.

Фактически адаптация человека к экстремальным условиям во многом определяется существующими у него высшими адаптивными психофизиологическими уровнями и применение тех или иных адаптационных стратегий обусловливается в большой мере особенностями психического склада человека.

Перестройка мотивационного комплекса ведет к усилению или формированию у военнослужащих срочной службы профессиональных интересов, склонностей, идеалов, убеждений, появлению новых перспектив и жизненных целей. Значительным изменением подвергаются их навыки, умения и привычки. Те из них, которые отвечают требованиям поведения в части развиваются, не отвечающие - ослабевают и исчезают. Активно формируются и отсутствующие, но необходимые для деятельности способы и приемы ее осуществления. Расширяются и углубляются представления юношей о поведении в новых условиях. Появляющиеся в результате этой перестройки психологические новообразования позволяют военнослужащим все с большей оптимальностью осуществлять служебную и общественную деятельность в условиях части. А это в свою очередь свидетельствует о росте их адаптированности в воинской части.

Усиление мотивации деятельности молодых военнослужащих вызывает у них потребность в развитии представлений, навыков, умений и привычек ее осуществления, постоянном профессиональном совершенствовании своей личности, что непосредственно связано с самоупражнением и другими способами самовоспитания, являющимися психологическими механизмами его осуществления. Все эти механизмы взаимосвязаны и взаимодействуют, определяя психологическое содержание, формы деятельности поведения человека в новых условиях, непосредственно влияя на его психическое здоровье.

Психически здоровым считается военнослужащий достаточно зрелый, умственно развитый, внутренне уравновешенный, способный освоить воинскую специальность, влиться в воинский коллектив и преодолеть специфические для военной службы психические и физические нагрузки, не получив при этом стойкого расстройства здоровья.

Идеальное психическое здоровье - это не только отсутствие психического заболевания, но и исключение каких-либо предпосылок к нему (гак называемая "нулевая вероятность болезни"). Между идеальным

психическим здоровьем и психической болезнью существует целый ряд промежуточных состояний (уровней здоровья), характеризующихся различной степенью риска возникновения психической патологии.

В этом ряду находятся лица с нервно-психической неустойчивостью т.е. состоянием психической дезадаптации, которые характеризуются склонностью к срыву оптимального функционирования и адекватного личностного (либо поведенческого) реагирования в условиях эмоционального напряжения. Предупреждение и раннее распознавание являются главными звеньями практической психопрофилактической работы в воинской части.

Вывод по главе

Таким образом, процессы адаптации направлены на поддержание равновесия внутри организма и между организмом и средой и связаны как с самосохранением функционального уровня саморегулирующейся системы, так и с выбором функциональной стратегии достижения цели.

Процесс адаптации личности к военной службе по призыву - сложное и многогранное явление, призванное обеспечить формирование комплекса психических реакций, определяющих адекватное поведение личности и ее эффективное взаимодействие с непривычной средой существования, имеющей по своей природе психогенный характер.

Проведенное исследование показывает, что в ходе адаптации военнослужащих срочной службы происходит перестройка их психологических свойств и качеств в соответствии с требованиями, предъявляемыми новой деятельностью в воинской части.

Развитие процесса адаптации неоднозначно по своему конечному результату и значению с точки зрения успешности его завершения.

В процессе развития личности каждого человека обязательно наступает этап, когда он заявляет о ценности своего «Я». С.Л. Рубинштейн считал, что человеческое «Я» «не может быть раскрыто только как объект непосредственного осознания...

Исследование социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву первого года службы

По мнению П. С. Граве, М. Р. Шнейдман, устойчивая психическая адаптация (адаптированность) - есть уровень психической деятельности (комплекс регуляторных психических реакций), определяющий адекватное заданным условиям среды поведение человека...

Исследование социально-психологической адаптации младших подростков к условиям обучения в среднем звене общеобразовательной школы

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе -- одним из труднейших периодов школьного обучения...

Методы и средства формирования нравственной культуры личности

Осмысливая сущность нравственности личности, следует иметь в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин мораль. Между тем эти понятия необходимо различать...

Младший школьный возраст. Психосоциальная адаптация детей к школе

Особенности эмоционального реагирования у лиц с нарушением адаптации

адаптация эмоциональный реагирование психологический Термин «адаптация» происходит от позднелатинского adaptatio -- прилаживание, приспособление. Впервые был введен Г. Аубертом и активно употребляется в медицинской и психологической литературе...

Период новорожденности: характеристика социальной ситуации развития, специфика психофизиологического развития, новообразования, значение для дальнейшего психического развития

Несмотря на кажущуюся беспомощность, доношенные новорожденные - жизнестойкие создания, уже сделавшие первый шаг на пути приспособления к новым условиям жизни...

Проблема адаптации ребенка-дошкольника к условиям дошкольного учреждения

Итак, родители привели своего ребёнка в детский сад, оставили его там, и теперь главная роль отводится воспитателю. Когда малыш поступает в детское учреждение, о нем обычно имеются какие-то сведения...

Роль психологической службы в исследовании учебной мотивации студентов

Организация психологической службы в ВУЗах предполагает разработку и наполнение адекватным содержанием основных стратегических направлений государственной молодежной политики и реформ образовательной системы на региональном уровне...

Социальная адаптация младших школьников

В науку о человеке термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т.п...

Социально-педагогическое сопровождение адаптации дошкольников к условиям детского сада

Адаптация - это процесс эффективного взаимодействия организма со средой, который может осуществляться на разных уровнях (биологическом, психологическом, социальном)...

Способы психофизической адаптации к экстремальным условиям

Условия успешной адаптации студента к учебной деятельности в ВУЗе

Проблема адаптации студентов к условиям обучения в высшей школе представляет собой одну из важных задач, исследуемых в настоящее время в педагогике и дидактике высшей школы ...

Основными видами современной воинской деятельности являются боевая и учебно-боевая деятельность.

Боевая деятельность - это вид воинской деятельности, который осуществляется в условиях боя, войны. Бой для воина - всегда экстремальная ситуация. В нём, как ни в одном виде повседневной деятельности, неизмеримо возрастает значение эмоционально-волевых качеств человека, на основе которых формируются морально-боевые качества воина. В бою цена недостатка силы, ловкости, выносливости, замедленной реакции, ошибки в действиях - жизнь и невыполненная боевая задача.

Отважный белорусский лётчик дважды Герой Советского Союза С. И. Грицевец в боях с японскими милитаристами на реке Халхин-Гол проявил не только исключительное лётное мастерство, сбив 12 самолётов противника, но и высочайшие морально-боевые качества. В одном из воздушных боёв он обнаружил, что самолёт его командира подбит, а сам командир оказался на вражеской территории. Несмотря на крайний риск, Грицевец, не колеблясь, принял решение: спасать командира. В следующие мгновения всё уже решали воля, хладнокровие и мастерство лётчика. Он посадил самолёт на изрытую воронками площадку и буквально втиснул своего командира в одноместную кабину. На виду у опешивших солдат противника Грицевец развернул машину против ветра и с двойной нагрузкой поднялся в воздух.

В основе победы советского народа над фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны лежат высокие эмоционально-волевые и морально-боевые качества советских воинов, партизан, подпольщиков.

Чтобы выжить и победить в бою, в мирное время воины учатся, закаляют свою волю, совершенствуют физические качества.

Учебно-боевая деятельность - вид воинской деятельности, который осуществляется с целью подготовки личного состава к боевым действиям в условиях войны. В мирное время этот вид деятельности является ведущим.

Определяющее воздействие на формирование моральнобоевых качеств воинов оказывают тактическая, огневая, техническая, специальная, физическая, строевая подготовка. Один из принципов боевой подготовки личного состава в мирное время - учить войска тому, что необходимо на войне.

На тактических и тактико-специальных учениях, учениях с боевой стрельбой в обстановке, максимально приближенной к боевой, воины учатся мужественно преодолевать трудности походно-полевой обстановки, действовать в экстремальных условиях, закаляются морально, психологически и физически, овладевают на практике наукой побеждать сильного, технически оснащённого противника. На учениях воины днём и ночью, в любую погоду совершают в заданном темпе длительные марши, форсируют водные преграды, ведут учебно-боевые действия, практически выполняют весь комплекс своих функциональных обязанностей. В ходе учебно-боевой деятельности, таким образом, воины осуществляют идеомоторную тренировку - реально в боевой учёбе всё, и только противник «условный».

Вот фрагмент учебно-боевой деятельности одного из подразделений нашей армии. В наступательном бою, заменив офицера, гвардии сержант Игорь Бережной командовал танковым взводом. На рубеже развёртывания во взводные колонны танки уткнулись в болото. Повернуть назад нельзя. Цепкий взгляд Игоря скользнул по болоту. Везде остролист, рогоз, камыш - признак топи. И только в одном месте поблёскивало небольшое зеркало воды, не затянутое тиной. Там, возможно, есть родники, а значит, и дно должно быть твёрдым. «Надо проверить», - решил Бережной и шагнул в болото. Студёная вода обжигала тело, доходила до горла. Но он преодолел водный участок до конца и убедился, что дно прочное, танки пройдут. И они прошли! Взвод гвардии сержанта Бережного своевременно вышел на рубеж атаки.

Юношей в ходе допризывной подготовки ещё не учат всему, что необходимо в армии, но у них развивают эмоционально-волевые и физические качества, которые в любой деятельности полезны, а в военной - необходимы.

Специфика жизни и быта военнослужащих срочной службы . Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, специфична не только боевая и учебно-боевая деятельность. Новыми для них становятся жизнь и быт, взаимоотношения с новыми людьми, в воинском коллективе. Для большинства призванных на военную службу солдат период адаптации к новым условиям жизни проходит безболезненно и быстро.

Но некоторые юноши оказываются неспособными преодолеть наступившие трудности. Новые условия жизни и быта кажутся им настолько выходящими за рамки условий их предыдущей жизни, что вызывают у них состояние эмоциональной напряжённости, граничащей со стрессом. Как правило, это молодые люди с нервно-психической неустойчивостью, слабым здоровьем и физическим развитием, воспитанные в «тепличных» условиях и не привычные трудиться, с ярко выраженным эгоизмом.

Для формирования морально-психологической готовности к предстоящей военной службе юноше следует:

  • чётко сформулировать свои задачи
  • на период военной службы;
  • всесторонне готовить себя к военной службе, добросовестно изучать предмет «Допризывная подготовка»;
  • совершенствовать свою физическую подготовку, всемерно укреплять здоровье;
  • совершенствовать свои эмоционально-волевые качества.
  1. Охарактеризуйте виды воинской деятельности.
  2. В чём, по вашему мнению, состоят основные трудности военной службы? Готовы ли вы преодолеть эти трудности?
  3. Сформулируйте для себя цель и задачи предстоящей военной службы.
1

1 Карагандинский государственный медицинский университет, Караганда, Казахстан

2 Карагандинский государственный университет имени Е.А.Букетова

В статье обсуждаются вопросы особенностей адаптации военнослужащих в процессе прохождения воинской службы. Призыв и прохождение военной службы «является мощным психоэмоциональным фактором», предъявляет к организму человека, его адаптивным возможностям повышенные требования. Организм военнослужащих подвергается воздействию комплекса факторов, нередко значительно снижающих уровень работоспособности. Происходит перестройка деятельности ряда систем организма, отмечается состояние функционального напряжения, приводящее к изменению нервной и эндокринной регуляции, уменьшению энергетических резервов и неблагоприятным метаболическим сдвигам, нарушающее деятельность физиологических систем и в итоге – снижение неспецифической резистентности организма. В этот период увеличивается количество заболеваний различной природы. Все это существенно влияет на эффективность выполнения служебных обязанностей. Очевидна необходимость выявления совокупности психофизиологических характеристик военнослужащих, которые, в одних случаях, под воздействием факторов характерных воинской службе ведут к адаптации, а в других – к дизадаптации, для разработки лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий.

профессиональное здоровье

дизадаптация

адаптация

этапы воинской службы

1. Авцын А. П. // Клиническая медицина. – 1974. – № 5. – С. 3–15.

2. Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы. – М.: Наука, 1980. – 196 с.

3. Баевский Р. М., Берсенева А. П. Введение в донозологическую диагностику. – М.: Фирма «Слово». – 2008. – 217 с.

4. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Наука, 1988. – С. 269–270.

5. Бодров В. А. Информационный стресс. – М.: ПЕР СЕ, 2000. – С. 44–45.

6. Боченков А. А., Шостак В. Н., Глушко А. Н. // Воен.- мед. журн. – 1996. – Т. 317, №12. – С.35–40.

7. Бушов Ю. В. Психологическая устойчивость человека в особых условиях деятельности: оценка и прогноз. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1992. –176 с.

8. Давыдовский И. М. Проблемы причинности в медицине. – М., 1965. – С.75.

9. Диденко И. В. Психофизиологические и психологические особенности адаптации военнослужащих на различных этапах служебно-боевой деятельности: Автореф. дис... канд. психол. наук. – Ростов-н/Д., 2007. – 19 с.

10. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. – Новосибирск: Наука, 1980. – 191 с.

11. Короленко Ц. П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. – Л.: Медицина, 1978. – 210 с.

12. Коршевер Н. Г. // Воен.-мед. журн. – 2001. – Т. 322, № 9. – С.7–13.

13. Куликов В. В., Тарасов А. А., Чернов О. Э. и др. // Воен.-мед. журн. – 1999. – Т. 320, №1. – С.17–20.

14. Лебедев В. И. Личность в экстремальных ситуациях. – М.: Политиздат, 1989. – 304 с.

15. Маклаков А. Г. // Психол. журн. – 2001. – № 1. – С. 16–24.

16. Медведев В. И. // Физиология человека. – 1998. – Т. 24. – № 4. – С. 7–18.

17. Мосягин И.Г. // Воен.-мед. журн. – 2007. – № 3. – С 66–67.

18. Мясищев В. Н. // Труды НИИ психоневрологии им. В. М. Бехтерева. – Л.,1969. –Т.50. – С.6.

19. Небылицын В. Д. Избранные психологические труды. – М.: Наука, 1990. – 308 с.

20. Нурмагамбетова С. А. // Российский психиатрический журнал. – 2002. – № 3. – С. 29–33.

21. Общевоинские уставы Вооруженных сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан. – Астана, 2009. – 634 с.

22. Рабочая книга психолога внутренних войск. Главное управление ВВ МВД России. – М., 1997. – 228 с.

23. Солодков А. С. // Физиология человека. – 1982. – Т 8. – № 3. – С. 445–449.

24. Трифонов Е. В. Психофизиология профессиональной деятельности. – СПб., 1996. – С.316.

25. Троицкий А. А., Волгин К. В. // Проблемы психологии и эргономики. – 2002. – № 1. – С. 54–55.

26. Ушаков И. Б. // Авиакосмическая и экологическая медицина. – 1994. – №5. – С. 4–8.

27. Царегородцев Г. И. // Вестник РАМН. – 1998. – № 10. – С.41–45.

28. Binder P. // Mil. Med. – 1999. – Vol. 164, №5. – P. 341–345.

29. Capt D. // Mil. Med. – 2003. – Vol. 168, №11. – P. 904–910.

30. Mittelman M. // Mil. Med. – 1998. – Vol. 163, №2. – P. 98–101.

Воинская служба представляет собой систему взаимосвязанных действий, осуществляемых для достижения общественно значимых целей (обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, охрана важных государственных объектов, специальных грузов, территориальная оборона государства и т.д.), основанных на реальном или потенциально возможном использовании оружия, боевой техники, психологического воздействия и других средств .

К многообразным условиям служебно-боевой деятельности должны быть отнесены следующие: опасность - осознание военнослужащим обстановки как угрожающей его здоровью и жизни; внезапность - неожиданные для военнослужащего изменения обстановки в ходе выполнения боевой задачи; неопределенность - отсутствие, недостаток или противоречивость информации о содержании и условиях выполнения боевой задачи; новизна - наличие раннее неизвестных военнослужащим элементов в условиях выполнения боевой задачи; увеличение темпа действий - сокращение времени на выполнение действий; дефицит времени - условия, в которых успешное выполнение задачи невозможно простым увеличением темпа действий, необходимо изменение содержания структуры деятельности .

Особый интерес к проблеме адаптации военнослужащих к условиям службы вытекает из специфики и высокой социальной значимости деятельности людей по защите государственных интересов и безопасности страны. Именно поэтому эта деятельность до сих пор привлекает особое внимание исследователей различных научных направлений (медиков, психологов, философов). Основные направления исследований по данной проблеме лежат в области физиологии , медицины и психологии .

Начальный (подготовительный) этап военной службы начинается с момента приписки юноши к военному комиссариату . Содержание этого этапа, с точки зрения адаптации, носит в основном познавательный характер. Его цель состоит в накоплении человеком определенного информационного запаса о среде его предстоящего обитания и условиях предстоящей деятельности. Тем самым происходит формирование информационного поля, которое играет большую роль в формировании адаптивного поведения личности .

Следующий этап служебно-боевой деятельности начинается с первых минут пребывания юноши в условиях конкретной части, когда он непосредственно начинает испытывать на себе влияние факторов изменившихся условий существования. На данном этапе службы молодым военнослужащим предстоит адаптироваться к воинской среде, новым требованиям и условиям службы по призыву, освоить воинскую специальность. Временной диапазон (как правило, 4 - 6 месяцев), в ходе которого происходит адаптация к этим условиям, составляет этап первичной адаптации.

Содержание этого этапа, с точки зрения адаптации, состоит в формировании нового мировоззрения (общественно-политическая адаптация); приобретении военно-технических знаний и умений, овладении воинской специальностью, приспособлении к условиям технического обслуживания (военно-техническая адаптация); изучении личного оружия, формировании навыков стрельбы и вооруженной борьбы с противником (учебно-боевая адаптация); включении в конкретный воинский коллектив, установлении отношений с командирами, старшими и равными по должности (социальная адаптация) .

Этап острых психических реакций входа (первичная дезадаптация) является стадией адаптационного процесса, на которой личность начинает испытывать на себе влияние психогенных факторов измененных условий существования.

Призыв и прохождение военной службы «является мощным психоэмоциональным фактором», воздействующим на психику и заставляющим приспосабливаться индивида к новым условиям жизни и быта. Военная служба представляет собой важный, но трудный (часто - экстремальный) этап развития личности. Преобладающее большинство военнослужащих сразу начинают испытывать субъективный дискомфорт, эмоциональное угнетение или напряжение, проявляют признаки повышенной тревожности, некоторой заторможенности. Субъективное неблагополучие, как отмечают некоторые авторы, отражает происходящие в организме в экстремальных ситуациях изменения .

Организм военнослужащих подвергается воздействию комплекса факторов, нередко значительно снижающих уровень работоспособности . При наличии акцентуации характера, эмоционально-волевой или нервно-психической неустойчивости, неразвитости способности к саморегуляции психофизиологических состояний, воздействие стрессогенных факторов может привести к срыву регуляторных механизмов, дезадаптации поведения и деятельности военнослужащего . Происходит перестройка деятельности сердечно-сосудистой системы, изменение АД, частоты сердцебиения. Именно в этот период, как отмечают исследователи, увеличивается количество заболеваний различной природы среди молодого пополнения .

При выполнении обязанностей военной службы, формирования адаптации к действию факторов военно-профессиональной деятельности и климатогеографических условий региона возникают закономерные и сопряженные с вариантом реагирования перекисного статуса изменения системы гемостаза. Появляющиеся при этом нарушения микроциркуляции являются одним из патогенетических механизмов, формирующих состояние предпатологии и обусловливающих модификацию клинической картины развивающегося заболевания.

Определяя психогенное влияние условий военной службы как фрустрирующее, можно отметить, что дезадаптация к данным условиям выражается в нервно-психической неустойчивости . Нервно-психическая неустойчивость у военнослужащих понимается как неспособность индивида сохранять психическую работоспособность, адекватный выполняемой деятельности уровень нервно-эмоционального напряжения, стабильность психических функций при действии эмоциогенных, стрессирующих воздействий . Подавляющая часть нервно-психических расстройств у молодых военнослужащих носит адаптационный характер, то есть обусловлена трудностью их адаптации к новым условиям жизни и деятельности, характерным для военной службы.

Таким образом, новые условия жизни, обусловленные переходом солдат на военную службу, изменение коллектива, режима жизни (труда и отдыха), увеличенный объем нагрузок предъявляют к организму человека, его адаптивным возможностям повышенные требования. При этом следует учитывать то обстоятельство, что военнослужащие - это специфическая категория, суть которой состоит в том, что это в основном практически здоровые молодые люди. В результате функциональные резервы и адаптационные возможности снижаются, что существенно влияет на эффективность выполнения служебных обязанностей и ведет к возникновению психосоматических заболеваний .

Основой такого процесса является особое состояние функционального напряжения, приводящее к изменению нервной и эндокринной регуляции, уменьшению энергетических резервов и неблагоприятным метаболическим сдвигам, нарушающее деятельность физиологических систем и в итоге - снижение неспецифической резистентности организма .

Поскольку пусковым механизмом адаптационной перестройки организма является попадание в непривычные для него, стрессовые условия («измененные», «неадекватные» условия существования), представляется необходимым рассмотреть существующие на данный момент представления о стрессовой, экстремальной ситуации .

Под экстремальными условиями жизнедеятельности понимают измененные, непривычные условия существования человека, характеризующиеся воздействием ряда психогенных факторов и риском для жизни . В. Д. Небылицын писал, что «экстремальными или чрезвычайными условиями называются предельные, крайние значения тех элементов ситуации, которые в своих средних значениях создают оптимальный «фон» или, по крайней мере, не ощущаются как источник дискомфорта» , утверждают, что длительная экстремальная ситуация оказывает крайне неблагоприятное влияние на человека, вызывая нарушения поведения, конфликтность, социальные девиации.

Исследование военнослужащих с диагнозом «очаговая внегоспитальная пневмония» и острый бронхит показал, что призыв и первые месяцы военной службы у большинства заболевших создавали психотравмирующие предпосылки для развития дизадаптивных расстройств.

Переход от здоровья к болезни, от нормы к патологии представляет собой постепенное снижение резистентности организма к условиям профессиональной деятельности и окружающей среды, в результате чего возникают различные пограничные состояния - дизадаптационные донозологические, или преморбидные, т.е. не имеющие синдромальной зависимости .

«Дизадаптация - это не только ухудшение защитных реакций организма, а состояние, при котором организм оказывается не способным выполнять поставленные перед ним социальные задачи» . А. Н. Авцын состояние дезадаптированности определяет как «плату» за адаптацию, которая вышла за пределы «биосоциального бюджета» и требует от организма все новых усилий .

«Ценой», «платой» адаптации является болезнь, которая рассматривается как срыв адаптации . Так, И. М. Давыдовский считал, что болезнь является патологической формой приспособления организма к условиям существования . Мясищев В. Н., исследуя работоспособность и болезни личности, рассматривает болезнь не только с точки зрения нарушения функций организма, но и с точки зрения производственной декомпенсации, выключающей человека из трудового процесса и трудового коллектива . В то же время другие исследователи полагают, что адаптация - потенциальный предшественник болезни .

В развитии «болезни» признается важная роль адаптационных процессов . Причиной этого может быть напряжение адаптационных механизмов, приводящее к снижению ряда факторов неспецифической резистентности организма, повышенное нервно-эмоциональное напряжение, дисгармония важных морфофункциональных свойств организма .

Отдельные авторы считают, что адаптация призывника, попавшего в армию, занимает до трех месяцев. В этот период растет заболеваемость, лица из числа молодого пополнения простужаются, стирают ноги, испытывают психологическое напряжение, худеют в результате активного потоотделения, но через три месяца у большинства военнослужащих состояние нормализуется. Однако исследования других авторов показали, что адаптация к военной службе в течение первых трех месяцев не завершается. Наиболее часто нервно-психические расстройства у рядовых возникают с 3-ю по 6-й месяцы службы .

В настоящее время в военной медицине широкое распространение получила концепция «профессионального здоровья», ориентированная не столько на установление диагноза заболевания в процессе профессиональной деятельности, сколько на его предупреждение. Под профессиональным здоровьем понимается процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и социального благополучия, обеспечивающий высокую надежность профессиональной деятельности, профессиональное долголетие и максимальную продолжительность жизни. Состояние профессионального здоровья должно оцениваться на основе системного подхода, объединяющего три основных направления: оценку физического и психического статуса, функциональных резервов индивида и адекватности функционального состояния организма. При этом основным медико-биологическим параметром, обеспечивающим целостность системы взглядов на концепцию профессионального здоровья, является профессиональное долголетие .

Таким образом, несмотря на обилие информации, до сих пор не в полной мере изучена проблема адаптации военнослужащих на различных этапах служебно-боевой деятельности, преемственности этапов адаптации, психофизиологические и психологические их особенности. Очевидна необходимость не только дать характеристику действующих экстремальных раздражителей, но и выявить совокупность психофизиологических характеристик военнослужащих, которые в одних случаях ведут к адаптации, а в других - к дизадаптации . Это предполагается осуществлять на основе прогнозирования и обеспечения необходимого уровня функциональных резервов организма путем осуществления профессионального отбора, разработки средств защиты от неблагоприятных факторов военной службы, специальной тренировки военнослужащих, лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий. Представленный анализ отражает незавершенность теоретических посылок и прикладных разработок, посвященных данной проблеме.

Рецензенты:

Миндубаева Фарида Анваровна, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой физиологии Карагандинского государственного медицинского университета, г. Караганда.

Цхай Борис Валентинович, доктор медицинских наук, профессор, заместитель главного врача по науке областной клинической больницы, г. Караганда.

Библиографическая ссылка

Мухаметжанов А.М., Смагулов Н.К., Жаутикова С.Б., Абикенова Ф.С., Есимова Р.Ж., Быстревская Л.К., Аринова С.М., Иманбаева Г.Н., Кенжебекова С.Б., Умер Ф.И. ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ПРОЦЕССЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОИНСКОЙ СЛУЖБЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6448 (дата обращения: 14.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

1.2 Готовность военнослужащих к действиям в экстремальных

ситуациях как психологическая проблема

Экстремальная ситуация - это «такое усложнение условий жизни и деятельности, которое приобрело для личности, группы особую значимость» .

В деятельности военнослужащих часто возникают экстремальные ситуации. Проблема поведения личности в экстремальной ситуации и способы преодолениястресса, совладания сним активно разрабатываются в психологии со второй половины XX века. Разработки учёных по данной проблеме широко применяются в военной психологии.

Исследованием особенностей поведения военнослужащих в экстремальных ситуациях занимались зарубежные и отечественные учёные.

У. Томас и Ф. Знанецкий считают, что совокупность экономических, социальных, религиозных и др. ценностей личности влияют на её психическое состояние в данный момент. Исходя из этого, каждая конкретная активность личности - это решение ею определенной ситуации .

Важно, чтобы военнослужащий нашел выход из такой ситуации, сохранил высокий уровень и эффективность деятельности, несмотря на усложнение обстановки деятельности и возникновение больших психических нагрузок.

В связи с проблемой преодоления личностью экстремальной ситуации, сохранения ею способности к эффективным действиям в условиях данной ситуации в психологии появился термин «копинг-поведение», которое интерпретируют как совладающее поведение или психологическое преодоление. Копинг-поведение подразумевает индивидуальный способ совладания человека с затруднительной ситуацией в соответствии с ее значимостью в его жизни и с личностно-средовым ресурсами, которые во многом определяют поведение человека .

Понятие «копинг» интерпретируется по-разному в разных психологических школах.

Первый подход - неопсихоаналитический. Копинг-процессы рассматриваются как эго-процессы, направленные на продуктивную адаптацию личности в трудных ситуациях. Функционирование копинг-процессов предполагает включение когнитивных, моральных, социальных и мотивационных структур личности в процессе совладания с проблемой. В случае неспособности личности к адекватному преодолению проблемы включаются защитные механизмы, способствующие пассивной адаптации. Такие механизмы определяются как ригидные, дезадаптивные способы совладания с проблемой, препятствующие адекватной ориентации индивида в реальной действительности. Иначе говоря, копинг и защита функционируют на основании одинаковых эго-процессах, но являются разнонаправленными механизмами в преодолении проблем.

Второй подход определяет копинг как качества личности, позволяющие использовать относительно постоянные варианты ответа на стрессовые ситуации. А.Биллингс и Р.Моос выделяют три способа совладания со стрессовой ситуацией:

1. Копинг, нацеленный на оценку, - преодоление стресса, включающее в себя попытку определить значение ситуации и ввести в действие определенные стратегии: логический анализ, когнитивная переоценка и др.

2. Копинг, нацеленный на проблему, - совладание со стрессом, имеющее целью модифицировать, уменьшить или устранить источник стресса.

3. Копинг, нацеленный на эмоции, - преодоление стресса, включающее в себя когнитивные, поведенческие усилия, с помощью которых человек пытается уменьшить эмоциональное напряжение и поддержать аффективное равновесие .

В третьем подходе копинг выступает как динамический процесс, который определяется субъективностью переживания ситуации и многими другими факторами.

Р. Лазарус и С. Фолькман обозначили психологическое преодоление как когнитивные и поведенческие усилия личности, направленные на снижение влияния стресса. Активная форма копинг-поведения, активное преодоление, является целенаправленным устранением или ослаблением влияния стрессовой ситуации. Пассивное копинг-поведение, или пассивное преодоление, предполагает использование различного арсенала механизмов психологической защиты, которые направлены на снижение эмоционального напряжения, а не на изменение стрессовой ситуации.

Р. Лазарус выделил три типа стратегий совладания с угрожающей ситуацией: механизмы защиты Эго; прямое действие - нападение или бегство, которое сопровождается гневом или страхом; совладание без аффекта, когда реальная угроза отсутствует, но потенциально существует .

По мнению С. Фолькман и Р. Лазаруса, копинг выполняет две основные функции:

Регуляция эмоций (копинг, нацеленный на эмоции);

Управление проблемами, вызывающими дистресс (копинг, нацеленный на проблему).

Обе эти функции осуществляются в большинстве стрессовых ситуаций. Их количественное соотношение зависит от того, как оцениваются стрессовые ситуации .

Д. Галахер выдвинул гипотезу, что оценка события зависит от объема имеющихся у личности ресурсов, позволяющих справиться с этим событием. Если индивид оценивает ресурсы как недостаточные, неадекватные, то событие воспринимается как угроза. Обычно устойчивые к стрессу люди адекватно оценивают свои ресурсы и воспринимают стрессогенные события как изменения

А. Нэзу, Т. Дзурилла, М. Голдфрид первыми описали процесс психологического разрешения личностью проблем, вызванных экстремальной ситуацией, или копинг-процесс. Это явилось теоретически важным моментом в изучении формирования активного совладающего поведения - стратегий разрешения проблем.

1. Ориентация в проблеме, подключение когнитивного и мотивационного компонентов для общего ознакомления.

2. Определение и формулирование проблемы, ее описание в конкретных терминах и идентификация специфических целей.

3. Генерация альтернатив, разработка многочисленных возможных вариантов решения проблемы.

4. Выбор оптимального варианта решения проблемы.

5. Выполнение решения с последующей проверкой, подтверждением его эффективности .

Разработка проблемы совладающего поведения личности в кризисных ситуациях позволила выявить деструктивные и конструктивные стратегии преодоления стресса, что явилось важным моментом для разработки рекомендаций и тренинговых программ по индивидуальной и групповой психологической подготовке военнослужащих к адекватному реагированиюв экстремальных ситуациях.

Л.Д. Битехтина, исследуя поведение военнослужащих в экстремальных ситуациях, пришла к выводу, что оно во многом обусловлено их личностными особенностями. На восприятие военнослужащим ситуации и оценки степени её трудности, экстремальности оказывают влияние следующие факторы: степень позитивности самооценки, уверенность в себе, уровень субъективного контроля, наличие позитивного мышления, выраженность мотивации достижения успеха и другие. Поведение военнослужащего в экстремальной ситуации детерминировано особенностями его темперамента (тревожность, темп реагирования и др.) и его характера (выраженность определённых акцентуаций) .

Исследуя зависимость поведения военнослужащих в экстремальных ситуациях от свойств личности, Л.Д. Битехтина пришла к выводу, что толерантность к стрессу имеет широкие индивидуальные различия, которые не позволяют четко определить пределы максимально возможных напряжений, общих для всех.По мнению Л.Д. Битехтиной, психологические факторы - индивидуальные качества, способности военнослужащего, его навыки, готовность, установки, общая и специальная подготовка, его характер и темперамент - в сложной обстановке не суммируются арифметически, а образуют некий комплекс, который в конечном счете реализуется либо в правильном, либо в ошибочном действии .

Действия в экстремальных ситуациях (нередко боевые действия), угроза для жизни требуют отвоеннослужащего психологической устойчивости, стойкости, инициативы и дисциплины. По данным В.Н. Смирнова, у психологически подготовленных военнослужащих в боевой обстановке появляется характерное боевое возбуждение, обостряющее внимание, память и мышление, что способствует активности и целеустремленности действий. У военнослужащих, недостаточно подготовленных в психологическом и профессиональном отношениях, под влиянием возникающих в экстремальной ситуации отрицательных чувств и общего состояния психики могут: замедляться реакция, нарушаться координация и устойчивость движений и действий, ослабляться внимание и память. Это снижает и ставит под угрозу результативность их деятельности .

При определении пригодности новобранца к службе в тех или иных войсках необходимо определить и учитывать, наряду с особенностями психических процессов и свойств личности, его потенциальную возможность вырабатывать и сохранять готовность к активным действиям в экстремальных ситуациях.

Психологическая готовность военнослужащего к действиям в экстремальной ситуации, по мнению В.Н. Смирнова, предполагает:

Осознание воином ответственности за судьбу Родины, родных, близких; уверенность в себе, своих товарищах, боевой технике и оружии;

Желание борьбы, стремление испытать себя, преодолеть свои слабости, добиться победы над противником.

Основными признаками психологической готовности военнослужащего к действиям в экстремальной ситуации являются: отсутствие суетливости либо, наоборот, замкнутости; расчетливое, ровное поведение; четкое, безошибочное выполнение приказов и команд; нормальное физиологическое состояние (частота пульса, дыхание и т.д.) .

В.Н. Смирнов выделяет три уровня состояния психологической готовности военнослужащих к действиям в экстремальной ситуации: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень проявляется в том, что воин не уверен в себе, у него отсутствует стремление к противоборству, он нерешителен, излишне суетлив либо замкнут, допускает ошибки при выполнении простейших команд.

Для среднего уровня характерно сочетание уверенности в себе и других с недостаточным стремлением к противоборству и решительным действиям. Воин допускает незначительные ошибки при выполнении команд, его физиологическое состояние близко к норме.

Высокий уровень отличает желание борьбы, отсутствие сомнений, стремление испытать себя, добиться победы над противником или над ситуацией. На таком уровне психологической готовности воин долго находиться не может. Срабатывают защитные механизмы психики и физиологии человека.

Поэтому очень важно, чтобы военнослужащие умели поддерживать у себяперед действиями в экстремальной ситуации (боевыми действиями) средний уровень готовности, а при переходе к действиям добиваться высокого уровня психологической готовности .

Для поддержания психологической готовности к действиям в экстремальной ситуации могут быть использованы методы психологической саморегуляции: самоубеждение, самовнушение, управление воображением, вниманием.

Самоубеждение - это доказательство воином самому себе необходимости поддержания высокого уровня готовности. При появлении отвлекающих мыслей и желаний во время несения службы на боевом посту или выполнения другой боевой задачи военнослужащему необходимо как можно ярче представить себе возможные негативные последствия ослабления бдительности.

Самовнушение, как и самоубеждение, производится военнослужащим сознательно и использует в качестве главного воздействия слово. Самовнушением можно изменить состояние человека за счет его веры в себя и свои возможности.

Для поддержания у воинов бодрости и активности военные психологи рекомендуют предельно четкие и коротко сформулированные самоинструкции:

"Я внимателен и сосредоточен";

"Я спокоен и уверен в себе";

"Я полностью контролирую свое поведение и ситуацию" и т.д.

Эти самоинструкции представляют собой своеобразные модели требуемого состояния. Путем многократного повторения воином заранее подготовленных словесных формул, они легко "вводятся" в его подсознание и начинают незамедлительно определять его состояние.

Управление воображением значительно усиливает действие словесных форм самовнушения. Управляя своим воображением на боевом посту, можно создать образ желаемого результата своей деятельности. Необходимо эмоционально проникнуться содержанием словесных образов.

Управление вниманием тесно связано с воображением. Направление внимания оказывает сильное влияние на бдительность воина. Находясь вне сознательного контроля, внимание способно отвлечь человека, переключившись на другой объект, не связанный с выполнением боевой задачи, что может привести к тяжелым последствиям. Военнослужащему важно выработать у себя привычку при внезапном появлении сильного раздражителя (помеха на экране, опасный звук, человек или животное за границей наблюдения) не фиксировать все внимание на этом объекте, а одновременно наблюдать и на других направлениях, которые как раз и могут оказаться главными. В боевой обстановке рекомендуется удерживать внимание на объектах, связанных с выполнением боевой задачи, и не отвлекаться на второстепенные раздражители .

Таким образом, поведенческие реакции военнослужащих в экстремальных условиях - величины вариативные, зависящие от особенностей нервной системы, жизненного опыта, профессиональных знаний, навыков, мотивации и др. Боевая подготовка позволяет воину приобретать военные знания, формировать у себя боевые навыки и умения - основу уверенности в себе, а психологическая подготовка вооружает его способностью поддерживать у себя психологическую готовность к немедленнымдействиям в экстремальной ситуации.





...). Потребность в безопасности как наиболее древняя и естественная лежит в основании психологии экологического поведения человека . Глава 2. Социально-психологическое исследование экологического сознания военнослужащих 2.1 Программа психологического исследования экологического сознания военнослужащих Сбор полученных результатов социально-психологического исследования был проведен в 25 ...

И участия в психологических экспериментах. Организация и содержание психологической работы 11. Общее организационно-методическое руководство психологической работой в Вооруженных Силах осуществляет Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее Главное управление воспитательной работы). Главное управление воспитательной работы осуществляет взаимодействие по...

Работа располагает богатым арсеналом методов воздействия на сознание и поведение воинов в мирных условиях и в боевой обстановке. Вопрос 2 Практическое применение информационно-воспитательной работы для формирования морально-психологической устойчивости (на примере деятельности Сухопут­ных войск). Под повседневной деятельностью Сухопутных войск понимается це­ленаправленный процесс поддержания...

Климата в воинских коллективах; прогнозирование социально-психологических процессов и явлений, выработка предложений по управлению ими и др. 2.3 Особенности профессиональной этики военного психолога Военный психолог призван всей своей профессиональной деятельностью способствовать созданию благоприятных условий для всестороннего развития личности военнослужащих, членов их семей и...

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: