Уровень организации жизни на котором. Уровни организации живой природы: краткое описание

Лекция 1. Химический состав клеток. Вода, соли

Общая биология (греч. bios – жизнь, logos – наука ) – наука, изучающая общие закономерности строения, обмена веществ, размножения и развития живых организмов, законы наследственности и изменчивости, многообразие живых организмов и закономерности их совместной эволюции и существования в сообществах.

Уровни организации жизни на Земле.

Жизнь изучается на различных уровнях, самый простой из которых – молекулярный . На этом уровне изучаются неорганические и органические молекулы, входящие в состав живых организмов – их строение и функции в живом организме.

На клеточном уровне изучается строение клеток, строение и функции клеточных органоидов. Каждая клетка проявляет все свойства живого – обмен веществ, раздражимость, развитие и размножение.

У многоклеточных организмов клетки специализируются, начинают гораздо более эффективно выполнять различные функции, появляется тканевый уровень.

Дальнейшее усложнение организмов связано с появлением органного уровня. Орган выполняет более конкретную функцию и еще более эффективно, чем просто ткань. Обычно орган содержит все ткани, но в связи с выполняемыми функциями в нем преобладает одна или две ткани, например, в сердце преобладает мышечная ткань, в щитовидной железе – железистая.

Органы приспосабливаются к совместной работе, такие совместно выполняющие определенные функции органы образуют системный уровень – за пищеварение отвечает целый ряд органов, образующих пищеварительную систему.

Таким образом, большинство многоклеточных организмов включают в себя все предыдущие уровни, которые формируют организменный уровень. Правда существуют и одноклеточные организмы.

Для существования во времени необходимо воспроизведение себе подобных, и группы живых организмов образуют виды, состоящие из популяций – это уже популяционно -видовой уровень.

Но виды существуют не изолированно, а в природном сообществе, взаимодействуют с другими видами живых организмов и приспосабливаются к факторам неживой природы, формируется биогеоценотический уровень.

Самый сложный уровень жизни на Земле – биосферный , это земная оболочка, заселенная живыми организмами.

Свойства живых организмов .

1. Отличительным свойством живых организмов от неживой природы является в первую очередь обмен веществ . Внешними проявлениями этого процесса является потребление и выделение организмом веществ и энергии. Вещества, поглощенные организмом, используются как строительный материал в реакциях пластического обмена и как источник энергии в реакциях энергетического обмена. И если горящая свеча тоже потребляет кислород и выделяет углекислый газ, то уж пластического обмена при этом не происходит.

2. Важнейшее свойство живых организмов – раздражимость . В ответ на внешнее воздействие происходит возбуждение и ответная реакция на раздражитель, позволяющая приспособиться к изменившимся условиям внешней среды.

3. Движение . У растений движение проявляется в форме тропизмов , ростовых движений, у животных без нервной системы – таксисы , у многоклеточных животных с нервной системойрефлексы . Кроме того, движение проявляется в движении внутренних сред организма, движении цитоплазмы и органоидов, даже в движении молекул.

4. Рост организмов, который осуществляется за счет образования новых клеток и внеклеточных структур.

5. Развитие – неотъемлемое свойство живых организмов, в результате которого происходит постепенное усложнение организмов, заканчивается развитие старением организма и его смертью.

6. Размножение – свойство живых организмов, благодаря которому виды существуют не только в пространстве, но и во времени. Известно два основных типа размножения – бесполое и половое. При бесполом размножении организм наследует признаки одного организма и не происходит слияния генетического материала, при половом – новый организм образуется всегда после слияния генетического материала и всегда отличается по набору генов от родительских организмов.

7, 8. Для живых организмов характерна высокая степень организации и адаптированность , которая проявляется в сложном строении биологических молекул, органоидов, клеток, органов, их специализации к выполнению определенных функций. В результате естественного отбора организмы удивительным образом адаптировались к конкретным условиям обитания. Эта адаптация началась с эволюции на уровне молекул, затем на уровне органоидов клетки – на клеточном уровне, затем на уровне многоклеточного организма.

Многообразие жизни.

Цитология. Изучением клетки занимается цитология (от греч. цитос – клетка и логос – наука). Изучается строение клеток, строение и функции клеточных органоидов, процессы жизнедеятельности, протекающие в клетке. Каждая клетка проявляет все свойства живого – обмен веществ, раздражимость, развитие и размножение, является элементарной (наименьшей) единицей строения. Изучение клетки логично начать с изучения химического состава клетки.

Химический состав клеток.

Все клетки, независимо от уровня организации, сходны по химическому составу. В живых организмах обнаружено 86 химических элементов периодической системы Д.И.Менделеева. Для 25 элементов известны функции, которые они выполняют в клетке. Эти элементы называются биогенными . По количественному содержанию в живом веществе элементы делятся на три категории:

Макроэлементы , элементы, концентрация которых превышает 0,001%. Они составляют основную массу живого вещества клетки (около 99%). Макроэлементы делят на элементы 1 и 2 группы. Элементы 1-ой группы – C, N, H, O (на их долю приходится 98% от всех элементов). Элементы 2-ой группы – K, Na, Ca, Mg, S, P, Cl, Fe (1,9%).

Микроэлементы (Zn, Mn, Cu, Co, Mo, и многие другие), доля которых составляет от 0,001% до 0,000001%. Микроэлементы входят в состав биологически активных веществ – ферментов, витаминов и гормонов.

Ультрамикроэлементы (Hg, Au, U, Ra и др.), концентрация которых не превышает 0,000001%. Роль большинства элементов этой группы до сих пор не выяснена.

Макро- и микроэлементы присутствуют в живой материи в виде разнообразных химических соединений, которые подразделяются на неорганические и органические вещества.

К неорганическим веществам относятся: вода и минеральные вещества. К органическим веществам относятся: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие низкомолекулярные органические вещества. Процентное соотношение указано в таблице 1.



1. Уровни организации жизни

Различают такие уровни организации живой материи - уровни биологической организации: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой и экосистемный.

Молекулярный уровень организации - это уровень функционирования биологических макромолекул - биополимеров: нуклеиновых кислот, белков, полисахаридов, липидов, стероидов. С этого уровня начинаются важнейшие процессы жизнедеятельности: обмен веществ, превращение энергии, передача наследственной информации . Этот уровень изучают: биохимия, молекулярная генетика, молекулярная биология, генетика, биофизика.

Клеточный уровень - это уровень клеток (клеток бактерий, цианобактерий, одноклеточных животных и водорослей, одноклеточных грибов, клеток многоклеточных организмов). Клетка - это структурная единица живого, функциональная единица, единица развития. Этот уровень изучают цитология, цитохимия, цитогенетика, микробиология.

Тканевый уровень организации - это уровень, на котором изучается строение и функционирование тканей. Исследуется этот уровень гистологией и гистохимией.

Органный уровень организации - это уровень органов многоклеточных организмов. Изучают этот уровень анатомия, физиология, эмбриология.

Организменный уровень организации - это уровень одноклеточных, колониальных и многоклеточных организмов. Специфика организменного уровня в том, что на этом уровне происходит декодирование и реализация генетической информации, формирование признаков, присущих особям данного вида. Этот уровень изучается морфологией (анатомией и эмбриологией), физиологией, генетикой, палеонтологией.

Популяционно-видовой уровень - это уровень совокупностей особей - популяций и видов . Этот уровень изучается систематикой, таксономией, экологией, биогеографией, генетикой популяций . На этом уровне изучаются генетические и экологические особенности популяций , элементарные эволюционные факторы и их влияние на генофонд (микроэволюция), проблема сохранения видов.

Экосистемный уровень организации - это уровень микроэкосистем, мезоэкосистем, макроэкосистем. На этом уровне изучаются типы питания , типы взаимоотношений организмов и популяций в экосистеме, численность популяций , динамика численности популяций, плотность популяций, продуктивность экосистем, сукцессии. Этот уровень изучает экология.

Выделяют также биосферный уровень организации живой материи. Биосфера - это гигантская экосистема, занимающая часть географической оболочки Земли. Это мега-экосистема. В биосфере происходит круговорот веществ и химических элементов, а также превращение солнечной энергии.
2. Фундаментальные свойства живой материи

Обмен веществ (метаболизм)

Обмен веществ (метаболизм) - совокупность протекающих в живых системах химических превращений, обеспечивающих их жизнедеятельность, рост, воспроизведение, развитие, самосохранение, постоянный контакт с окружающей средой, способность адаптироваться к ней и ее изменениям. В процессе обмена веществ происходит расщепление и синтез молекул, входящих в состав клеток; образование, разрушение и обновление клеточных структур и межклеточного вещества. В основе метаболизма лежат взаимосвязанные процессы ассимиляции (анаболизм) и диссимиляции (катаболизм). Ассимиляция - процессы синтеза сложных молекул из простых с расходованием энергии, запасенной в ходе диссимиляции (а также накопление энергии при отложении в запас синтезированных веществ). Диссимиляция - процессы расщепления (анаэробного или аэробного) сложных органических соединений, необходимой для осуществления жизнедеятельности организма.
В отличие от тел неживой природы обмен с окружающей средой для живых организмов является условием их существования. При этом происходит самообновление. Процессы обмена веществ, протекающие внутри организма, объединены в метаболические каскады и циклы химическими реакциями, которые строго упорядочены во времени и пространстве. Согласованное протекание большого количества реакций в малом объеме достигается путем упорядоченного распределения отдельных звеньев обмена веществ в клетке (принцип компартментализации). Процессы обмена веществ регулируются с помощью биокатализаторов - особых белков-ферментов. Каждый фермент обладает субстратной специфичностью катализировать превращение лишь одного субстрата. В основе этой специфичности лежит своеобразное "узнавание" субстрата ферментом. Ферментативный катализ отличается от небиологического чрезвычайно высокой эффективностью, в результате чего скорость соответствующей реакции повышается в 1010 - 1013 раз. Каждая молекула фермента способна осуществлять от нескольких тысяч до нескольких миллионов операций в минуту, не разрушаясь в процессе участия в реакциях. Еще одно характерное отличие ферментов от небиологических катализаторов состоит в том, что ферменты способны ускорять реакции при обычных условиях (атмосферном давлении, температуре тела организма и т.п.).
Все живые организмы могут быть разделены на две группы - автотрофы и гетеротрофы, отличающиеся источниками энергии и необходимых веществ для своей жизнедеятельности.
Автотрофы - организмы, синтезирующие из неорганических веществ органические соединения с использованием энергии солнечного света (фотосинтетики - зеленые растения, водоросли, некоторые бактерии) или энергии, получаемой при окислении неорганического субстрата (хемосинтетики - серо-, железобактерии и некоторые другие), Автотрофные организмы способны синтезировать все компоненты клетки. Роль фотосинтезирующих автотрофов в природы является определяющей - являясь первичным продуцентом органического вещества в биосфере, они обеспечивают существование всех других организмов и ход биогеохимических циклов в круговороте веществ на Земле.
Гетеротрофы (все животные, грибы, большинство бактерий, некоторые бесхлорофилльные растения) - организмы, нуждающиеся для своего существования в готовых органических веществах, которые, поступая в качестве пищи, служат как источником энергии, так и необходимым "строительным материалом". Характерной чертой гетеротрофов является наличие у них амфиболизма, т.е. процесса образования мелких органических молекул (мономеров), образующихся при переваривании пищи (процесс деградации сложных субстратов). Такие молекулы - мономеры используются для сборки собственных сложных органических соединений.

Самовоспроизведение (репродукция)

Способность к размножению (воспроизведению себе подобных, самовоспроизведению) относится к одному из фундаментальных свойств живых организмов. Размножение необходимо для того, чтобы обеспечить непрерывность существования видов, т.к. продолжительность жизни отдельного организма ограничена. Размножение с избытком компенсирует потери, обусловленные естественным отмиранием особей , и таким образом поддерживает сохранение вида в ряду поколений особей. В процессе эволюции живых организмов происходила эволюция способов размножения. Поэтому у ныне существующих многочисленных и разнообразных видов живых организмов мы обнаруживаем разные формы размножения. Многие виды организмов сочетают несколько способов размножения. Необходимо выделить два, принципиально отличающихся типа размножения организмов - бесполое (первичный и более древний тип размножения) и половое.
В процессе бесполого размножения новая особь образуется из одной или группы клеток (у многоклеточных) материнского организма. При всех формах бесполого размножения потомки обладают генотипом (совокупность генов) идентичным материнскому. Следовательно, все потомство одного материнского организма оказывается генетически однородным и дочерние особи обладают одинаковым комплексом признаков.
При половом размножении новая особь развивается из зиготы, образующейся путем слияния двух специализированных половых клеток (процесс оплодотворения), продуцируемых двумя родительскими организмами. Ядро в зиготе содержит гибридный набор хромосом, образующийся в результате объединения наборов хромосом слившихся ядер гамет. В ядре зиготы, таким образом, создается новая комбинация наследственных задатков (генов), привнесенных в равной мере обоими родителями. А развивающийся из зиготы дочерний организм будет обладать новым сочетанием признаков. Иными словами, при половом размножении происходит осуществление комбинативной формы наследственной изменчивости организмов, обеспечивающий приспособление видов к меняющимся условиям среды и представляющей собой существенный фактор эволюции. В этом заключается значительное преимущество полового размножения по сравнению с бесполым.
Способность живых организмов к самовоспроизведению базируется на уникальном свойстве нуклеиновых кислот к репродукции и феномене матричного синтеза, лежащего в основе образования молекул нуклеиновых кислот и белков. Самовоспроизведение на молекулярном уровне обусловливает как осуществление обмена веществ в клетках, так и самовоспроизведение самих клеток. Клеточное деление (самовоспроизведение клеток) лежит в основе индивидуального развития многоклеточных организмов и воспроизведения всех организмов. Размножение организмов обеспечивает самовоспроизведение всех видов, населяющих Землю, что в свою очередь обусловливает существование биогеоценозов и биосферы.

Наследственность и изменчивость

Наследственность обеспечивает материальную преемственность (поток генетической информации) между поколениями организмов. Она тесно связана с репродукцией на молекулярном, субклеточном и клеточном уровнях. Генетическая информация, определяющая разнообразие наследственных признаков, зашифрована в молекулярной структуре ДНК (у некоторых вирусов - в РНК). В генах закодирована информация о структуре синтезируемых белков, ферментных и структурных. Генетический код - это система "записи" информации о последовательности расположения аминокислот в синтезируемых белках с помощью последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК.
Совокупность всех генов организма называется генотипом, а совокупность признаков - фенотипом. Фенотип зависит как от генотипа, так и факторов внутренней и внешней среды, которые влияют на активность генов и обусловливают регулярные процессы. Хранение и передача наследственной информации осуществляется у всех организмов с помощью нуклеиновых кислот, генетический код един для всех живых существ на Земле , т.е. он универсален. Благодаря наследственности из поколения в поколение передаются признаки, обеспечивающие приспособленность организмов к среде их обитания.
Если бы при размножении организмов проявлялась только преемственность существующих признаков и свойств, то на фоне меняющихся условий внешней среды существование организмов было бы невозможно, так как необходимым условием жизни организмов является их приспособленность к условиям среды обитания. Проявляется изменчивость в разнообразии организмов, принадлежащих к одному и тому же виду. Изменчивость может реализовываться у отдельных организмов в ходе их индивидуального развития или в пределах группы организмов в ряду поколений при размножении.
Выделяют две основные формы изменчивости, различающиеся по механизмам возникновения, характеру изменения признаков и, наконец, их значимости для существования живых организмов - генотипическую (наследственную) и модификационную (ненаследственную).
Генотипическая изменчивость связана с изменением генотипа и приводит к изменению фенотипа. В основе генотипической изменчивости могут лежать мутации (мутационная изменчивость) или новые комбинации генов, возникающие в процессе оплодотворения при половом размножении. При мутационной форме изменения связаны, в первую очередь, с ошибками при репликации нуклеиновых кислот. Таким образом происходит возникновение новых генов, несущих новую генетическую информацию; происходит появление новых признаков. И если вновь возникающие признаки полезны организму в конкретных условиях, то они "подхватываются" и "закрепляются" естественным отбором. Таким образом, на наследственной (генотипической) изменчивости базируется приспособляемость организмов к условиям внешней среды, разнообразие организмов, создаются предпосылки для позитивной эволюции.
При ненаследственной (модификационной) изменчивости происходят изменения фенотипа под действием факторов внешней среды и не связанные с изменением генотипа. Модификации (изменения признаков при модификационной изменчивости) происходят в пределах нормы реакции, находящейся под контролем генотипа. Модификации не передаются следующим поколениям. Значение модификационной изменчивости заключается в том, что она обеспечивает приспособляемость организма к факторам внешней среды в течение его жизни.

Индивидуальное развитие организмов

Всем живым организмам свойственен процесс индивидуального развития - онтогенез. Традиционно, под онтогенезом понимают процесс индивидуального развития многоклеточного организма (образующегося в результате полового размножения) от момента формирования зиготы до естественной смерти особи. За счет деления зиготы и последующих поколений клеток формируется многоклеточный организм, состоящий из огромного числа разных типов клеток, различных тканей и органов. Развитие организма базируется на "генетической программе" (заложенной в генах хромосом зиготы) и осуществляется в конкретных условиях среды, существенно влияющей на процесс реализации генетической информации в ходе индивидуального существования особи. На ранних этапах индивидуального развития происходит интенсивный рост (увеличение массы и размеров), обусловленный репродукцией молекул, клеток и других структур, и дифференцировка, т.е. появление различий в структуре и усложнение функций.
На всех этапах онтогенеза существенное регулирующее влияние оказывают на развитие организма различные факторы внешней среды (температура, гравитация, давление, состав пищи по содержанию химических элементов и витаминов, разнообразные физические и химические агенты). Изучение роли этих факторов в процессе индивидуального развития животных и человека имеет огромное практическое значение, возрастающее по мере усиления антропогенного воздействия на природу. В различных областях биологии, медицины, ветеринарии и других наук широко проводятся исследования по изучению процессов нормального и патологического развития организмов, выяснению закономерностей онтогенеза.

Раздражимость

Неотъемлемым свойством организмов и всех живых систем является раздражимость - способность воспринимать внешние или внутренние раздражители (воздействия) и адекватно на них реагировать. У организмов раздражимость сопровождается комплексом изменений, выражающихся в сдвигах обмена веществ, электрического потенциала на мембранах клеток, физико-химических параметров в цитоплазме клеток, в двигательных реакциях, а высокоорганизованным животным присущи изменения в их поведении.

4. Центральная догма молекулярной биологии - обобщающее наблюдаемое в природе правило реализации генетической информации: информация передаётся от нуклеиновых кислот к белку , но не в обратном направлении. Правило было сформулировано Френсисом Криком в 1958 году и приведено в соответствие с накопившимися к тому времени данными в 1970 году. Переход генетической информации от ДНК к РНК и от РНК к белку является универсальным для всех без исключения клеточных организмов, лежит в основе биосинтеза макромолекул. Репликации генома соответствует информационный переход ДНК → ДНК. В природе встречаются также переходы РНК → РНК и РНК → ДНК (например у некоторых вирусов), а также изменение конформации белков, передаваемое от молекулы к молекуле.

Универсальные способы передачи биологической информации

В живых организмах встречаются три вида гетерогенных, то есть состоящих из разных мономеров полимера - ДНК, РНК и белок. Передача информации между ними может осуществляться 3 х 3 = 9 способами. Центральная догма разделяет эти 9 типов передачи информации на три группы:

Общий - встречающиеся у большинства живых организмов;

Специальный - встречающиеся в виде исключения, у вирусов и у мобильных элементов генома или в условиях биологического эксперимента ;

Неизвестные - не обнаружены.

Репликация ДНК (ДНК → ДНК)

ДНК - основной способ передачи информации между поколениями живых организмов, поэтому точное удвоение (репликация) ДНК очень важна. Репликация осуществляется комплексом белков, которые расплетают хроматин , затем двойную спираль. После этого ДНК полимераза и ассоциированные с ней белки, строят на каждой из двух цепочек идентичную копию.

Транскрипция (ДНК → РНК)

Транскрипция - биологический процесс, в результате которого информация, содержащаяся в участке ДНК, копируется на синтезируемую молекулу информационной РНК . Транскрипцию осуществляют факторы транскрипции и РНК-полимераза . В эукариотической клетке первичный транскрипт (пре-иРНК) часто редактируется. Этот процесс называется сплайсингом .

Трансляция (РНК → белок)

Зрелая иРНК считывается рибосомами в процессе трансляции. В прокариотических клетках процесс транскрипции и трансляции не разделён пространственно, и эти процессы сопряжены. В эукариотических клетках место транскрипции клеточное ядро отделено от места трансляции (цитоплазмы ) ядерной мембраной , поэтому иРНК транспортируется из ядра в цитоплазму. иРНК считывается рибосомой в виде трёхнуклеотидных «слов». Комплексы факторов инициации и факторов элонгации доставляют аминоацилированные транспортные РНК к комплексу иРНК-рибосома.

2..В качестве субстрата жизни внимание привлекают нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) и белки. Нуклеиновые кислоты - это сложные химические соединения, содержащие углерод, кислород, водород, азот и фосфор. ДНК является генетическим материалом клеток, определяет химическую специфичность генов. Под контролем ДНК идет синтез белков, в котором участвуют РНК. Все живые организмы в природе состоят из одинаковых уровней организации, это общая для всех живых организмов характерная биологическая закономерность. Выделяют следующие уровни организации живых организмов: Молекулярно-генетический уровень.

Это наиболее элементарный характерный для жизни уровень. Как бы сложно или просто ни было строение любого живого организма, они все состоят из одинаковых молекулярных соединений. Примером этого являются нуклеиновые кислоты, белки, углеводы и другие сложные молекулярные комплексы органических и неорганических веществ.

Их называют иногда биологическими макромолекулярными веществами. На молекулярном уровне происходят различные процессы жизнедеятельности живых организмов: обмен веществ, превращение энергии. С помощью молекулярного уровня осуществляется передача наследственной информации, образуются отдельные органоиды и происходят другие процессы.

Клеточный уровень.

Клетка является структурной и функциональной единицей всех живых организмов на Земле. Отдельные органоиды в составе клетки имеют характерное строение и выполняют определенную функцию. Функции отдельных органоидов в клетке взаимосвязаны и выполняют единые процессы жизнедеятельности.

У одноклеточных организмов (одноклеточные водоросли и простейшие) все жизненные процессы проходят в одной клетке, и одна клетка существует как отдельный организм. Вспомните одноклеточные водоросли, хламидомонады, хлореллу и простейших животных - амебу, инфузорию и др. У многоклеточных организмов одна клетка не может существовать как отдельный организм, но она является элементарной структурной единицей организма.

Тканевый уровень.

Совокупность сходных по происхождению, строению и функциям клеток и межклеточных веществ образует ткань. Тканевый уровень характерен только для многоклеточных организмов. Также отдельные ткани не являются самостоятельным целостным организмом. Например, тела животных и человека состоят из четырех различных тканей (эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная). Растительные ткани называются: образовательная, покровная, опорная, проводящая и выделительная. Вспомните строение и функции отдельных тканей.

Органный уровень.

У многоклеточных организмов объединение нескольких одинаковых тканей, сходных по строению, происхождению и функциям, образует органный уровень. В составе каждого органа встречается несколько тканей, но среди них одна наиболее значительная. Отдельный орган не может существовать как целостный организм. Несколько органов, сходных по строению и функциям, объединяясь, составляют систему органов, например пищеварения, дыхания, кровообращения и т. д.

Организменный уровень.

Растения (хламидомонада, хлорелла) и животные (амеба, инфузория и т. д.), тела которых состоят из одной клетки, представляют собой самостоятельный организм. А отдельная особь многоклеточных организмов считается как отдельный организм. В каждом отдельном организме происходят все жизненные процессы, характерные для всех живых организмов, - питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, размножение и т. д. Каждый самостоятельный организм оставляет после себя потомство.

У многоклеточных организмов клетки, ткани, органы и системы органов не являются отдельным организмом. Только целостная система органов, специализированно выполняющих различные функции, образует отдельный самостоятельный организм. Развитие организма, начиная с оплодотворения и до конца жизни, занимает определенный промежуток времени. Такое индивидуальное развитие каждого организма называется онтогенезом. Организм может существовать в тесной взаимосвязи с окружающей средой.

Популяционно-видовой уровень.

Совокупность особей одного вида пли группы, которая длительно существует в определенной части ареала относительно обособленно от других совокупностей того же вида, составляет популяцию. На популяционном уровне осуществляются простейшие эволюционные преобразования, что способствует постепенному появлению нового вида.

Биогеоценотический уровень.

Совокупность организмов разных видов и различной сложности организации, приспособленных к одинаковым условиям природной среды, называется биогеоценозом, или природным сообществом. В состав биогеоценоза входят многочисленные виды живых организмов и условия природной среды. В природных биогеоценозах накапливается энергия и передается от одного организма к другому. Биогеоценоз включает неорганические, органические соединения и живые организмы.

Биосферный уровень.

Совокупность всех живых организмов на нашей планете и общей природной среды их обитания составляет биосферный уровень. На биосферном уровне современная биология решает глобальные проблемы, например определение интенсивности образования свободного кислорода растительным покровом Земли или изменения концентрации углекислого газа в атмосфере, связанные с деятельностью человека.

В частности, свойствами живого можно назвать:

1. Самовозобновление, которое связано с постоянным обменом вещества и энергии, и в основе которого лежит способность хранить и использовать биологическую информацию в виде уникальных информационных молекул: белков и нуклеиновых кислот.

2. Самовоспроизведение, которое обеспечивает преемственность между поколениями биологических систем.

3. Саморегуляция, которая основана на потоке вещества, энергии и информации.

4. Большинство химических процессов в организме находятся не в динамичном состоянии.

5. Живые организмы способны к росту.

постоянных, которые весь свой жизненный цикл проводят в организме хозяина, используя его как источник питания и место обитания (например, аскарида, цепни, вши);

а) внутриполостные - локализованы в полостях, соединяющихся с внешней средой (например, в кишечнике - аскарида, власоглав);

б) тканевые локализованы в тканях и закрытых полостях; (например, печеночный сосальщик, цистицерки ленточных червей);

в) внутриклеточные - локализованы в клетках; (например, малярийные плазмодии, токсоплазма).

дополнительные, или вторые промежуточные хозяева (например, рыбы для кошачьего сосальщика);

1) Алиментарный (через рот с пищей) - яйца гельминтов, цисты простейших при несоблюдении правил личной гигиены и гигиены продуктов питания (овощи, фрукты); личинки гельминтов (трихинелла) и вегетативные формы простейших (токсоплазма) при недостаточной кулинарной обработке мясных продуктов.

2) Воздушно-капельный (через слизистые оболочки дыхательных путей) - вирусы (грипп) и бактерии (дифтерия, чума) и некоторые простейшие (токсоплазма).

3) Контактно-бытовой (непосредственные контакты с больным человеком или животным, через белье и предметы домашнего обихода) - яйца контактных гельминтов (острица, карликовый цепень) и многие членистоногие (вши, чесоточный зудень).

4) Трансмиссивный - при участии переносчика - членистоногого:

а) инокуляция - через хоботок при сосании крови (малярийные плазмодии, трипаносомы);

б) контаминация - при расчесах и втирании в кожу экскрементов или гемолимфы переносчика (вшивые тифы, чума).

Трансплацентарный (через плаценту) - токсоплазма, малярийные плазмодии.

Половой (при половых контактах) - вирус СПИДа, трихомонада.

Трансфузионный (при переливании крови) - вирус СПИДа, малярийные плазмодии, трипаносомы.

а) высокоадаптированные (противоречия в системе практически не проявляются);

Выделяют следующие формы проявления специфичности:

    топическая: определенная локализация у хозяина (головная и платяная вши, чесоточный клещ, гельминты кишечника);

    возрастная (острицы и карликовый цепень чаще поражают детей);

    сезонная (вспышки амебной дизентерии связаны с весенне-летним периодом, трихинеллеза - с осенне-зимним).


Мир живой природы представляет собой совокупность биологических систем разного уровня организации и различной соподченённости. Они находятся в непрерывном взаимодействии. Выделяют несколько уровней живой материи:

Молекулярный – любая живая система, как бы сложно она ни была организована, проявляется на уровне функционирования биологических макромолекул: нуклеиновых кислот, белков, полисахаридов, а также важных органических веществ. С этого уровня начинается важнейшие процессы жизнедеятельности организма: обмен веществ и превращение энергии, передача наследственной информации и др. – наиболее древний уровень структуры живой природы, граничащий с неживой природой.

Клеточный – клетка – структурная и функциональная единица, также единица размножения и развития всех живых организмов, обитающих на Земле. Не клеточных форм жизни нет, а существование вирусов лишь подтвержает это правило, так как они могут проявлять свойства живых систем только в клетках.

Тканевой — Ткань представляет собой совокупность сходных по строению клеток, объединённых выполнением общей функции.

Органный — у большинства животных орган- это структурно-функциональное объединение нескольких типов тканей. Например, кожа человека как орган включает эпителий и соединительную ткань, которые вместе выполняют целый ряд функций среди которых наиболее значительная — защитная.

Организменный — многоклеточный организм представляет собой целостную систему органов, специализированных для выполнения различных функций. Различия между растениями и животными в строении и способах питания. Связь организмов со средой обитания, их приспособленность к ней.

Популяционно-видовой – совокупность организмов одного итого же вида, объединённых общим местом обитания, создаёт популяцию как систему надорганизменного порядка. В этой системе осуществляются простейшие, элементарные эволюционные преобразования.

Биогеоценотический — биогеоценоз — совокупность организмов разных видов и различной сложности организации, всех факторов среды обитания.

Биосферный — биосфера -самый высокий уровень организации живой материи на нашей планете, включающая всё живое на Земле. Таким образом, живая природа представляет собой сложно организованную иерархическую систему.

2. Размножение на клеточном уровне, митоз его биологическая роль

Митоз (от греч.mitos- нить),тип клеточного деления, в результате которого дочерние клетки получают генетический материал, идентичный тому, который содержался в материнской клетке. Кариокинез, непрямое деление клетки, наиболее распространённый способ воспроизведения (репродукции)клеток, обеспечивающий тождественное распределение генетического материала между дочерними клетками и преемственность хромосом в ряду клеточных поколений.


Рис. 1. Схема митоза: 1, 2 – профаза; 3 – прометафаза; 4 – метафаза; 5– анафаза; 6 – ранняя телофаза; 7 – поздняя телофаза

Биологическое значение митоза определяется сочетанием в нём удвоения хромосом путём продольного расщепления их и равномерного распределения между дочерними клетками. Началу Митоз предшествует период подготовки, включающий накопление энергии, синтез дезоксирибонуклеиновой кислоты (днк) и репродукции центриолей. Источником энергии служат богатые энергией, или так называемые макроэргические соединения. Митоз не сопровождается усилением дыхания т.к окислительные процессы происходят в интерфазе (наполнение «энергетического резерву ара»). Периодическое наполнение и опустошения энергетического резерву ара-основа энергетики митоза.

Стадии митоза следующие. Единый процесс. Митоз обычно подразделяют на 4 стадии: профазу, метафазу, анафазу и телофазу.


Рис. 2. Митоз в меристематических клетках корешка лука (микрофотография). Интерфаза

Иногда описывают ещё одну стадию, предшествующую началу профазы — препрофазы (антефазу). Препрофаза — синтетическая стадия Митоз, соответствующая концу интерфазы (S- G 2 периоды) . включает удвоение ДНК и синтез материала МИТОТИЧЕСКОГО АППАРАТА. В ПРОФАЗЕ происходят РЕОРГАНИЗАЦИЯ ядра с КОНДЕНСАЦИЕЙ и спирализацией ХРОМОСОМ, разрушение ядерной оболочки и формирование митотического аппарата путём синтеза белков и «сборки» их в ориентированную систему ВЕРЕТЕНА ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ.


Рис. 3. Митоз в меристематических клатках корешка лука (микрофотография). Профаза (фигура рыхлого клубка)


Рис. 4. Митоз в меристематических клетках корешка лука (микрофотография). Поздняя профаза (разрушение ядерной оболочки)

МЕТАФАЗА – заключается в движении ХРОМОСОМ к экваториальной плоскости (метакинез, или прометафаза),формировании экваториальной ПЛАСТИНКИ («материнской звезды») и в разъединении хроматид, или сестринских хромосом.


Рис. 5. Митоз в меристематических клетках корешка лука (микрофотография). Прометафаза


Рис.6. Митоз в меристематических клетках корешка лука (микрофотография). Метафаза


Рис. 7. Митоз в меристематических клетках корешка лука (микрофотография). Анафаза

АНАФАЗА — стадия расхождения хромосом к полюсам. Анафазное движение связано с удлинением центральных нитей ВЕРЕТИНА, раздвигающего митотические полюсы, и с укорочением хромосомальных МИКРОТРУБОЧЕК митотического аппарата. Удлинение центральных нитей ВЕРЕТЕНА происходит либо за счёт ПОЛЯРИЗАЦИИ «запасных макромолекул», достраивающих МИКРОТРУБОЧКИ веретина, либо за счёт дегидратации этой структуры. Укорочение хромосомальных микротрубочек обеспечивается СВОЙСТВАМИ сократительных белков митотического аппарата, способных к сокращению без утолщения. ТЕЛОФАЗА — заключается в реконструкции дочерних ядер из хромосом, собравшихся у полюсов, разделение клеточного тела (ЦИТОТИМИЯ, ЦИТОКИНЕЗ)и окончательном разрушении митотического аппарата с ОБРАЗОВАНИЕМ промежуточного тельца. Реконструкция дочерних ядер связана с десперализацией хромосом, ВОССТАНОВЛЕНИЕМ ядрышка и ядерной оболочки. Цитотомия осуществляется, путём образования клеточной ПЛАСТИНКИ (в растительной клетке) или путём образования борозды деления (в животной клетке).


Рис.8. Митоз в меристематических клетках корешка лука (микрофотография). Ранняя телофаза


Рис. 9. Митоз в меристематических клетках корешка лука (микрофотография). Поздняя телофаза

Механизм цитотомии связывают либо с сокращением желатинизированного кольца ЦИТОПЛАЗМЫ, опоясывающего ЭКВАТОР (гипотеза» сократимого кольца»),либо с расширением поверхности клетки вследствие распрямления петлеобразных белковых цепей (гипотеза «расширение МЕМБРАН»)

Продолжительность митоза — зависит от размеров клеток, их плоидности, числа ядер, а также от условий окружающей среды, в частности от температуры. В животных клетках Митоз длится 30 – 60 мин, в растительных 2-3 часа. Более длительные стадии митоза, связанные с процессами синтеза (препрофаза, профаза, телофаза) самодвижение хромосом (метакинез, анафаза) осуществляется быстро.

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МИТОЗА — постоянство строения и правильность функционирования органов и тканей многоклеточного организма были бы невозможны без сохранения одинакового набора генетического материала в бесчисленных клеточных поколениях. Митоз обеспечивает важные проявления жизнедеятельности: эмбриональное развитие, рост, восстановление органов и тканей после повреждения, поддержание структурной целостности тканей при постоянной утрате клеток в процессе их функционирования (замещение погибших эритроцитов, случившихся клеток кожи, эпителия кишечника и пр.) У простейших митоз обеспечивает бесполое размножение.

3. Гаметогенез, характеристика половых клеток, оплодотворение

Половое клетки (гаметы) — мужские сперматозоиды и женские яйцеклетки (или яйца) развиваются в половых железах. В первом случае путь их развития называют СПЕРМАТОГЕНЕЗОМ (от греч. sperm — семя и genesis — происхождение), во втором – ОВОГЕНЕЗОМ (от. лат. оvо — яйцо)

Гаметы – половые клетки, участие их в оплодотворении, образовании зиготы (первая клетка нового организма). Результат оплодотворения – удвоение числа хромосом, восстановление их дип-лоидного набора в зиготе Особенности гамет – одинарный, гапло-идный набор хромосом по срав нению с диплоидным набором хромосом в клетках тела2. Этапы развития половых клеток: 1) увеличение путем мито за числа первичных половых кле ток с диплоидным набором хромосом, 2) рост первичных половых клеток, 3) созревание половых клеток.

СТАДИИ ГАМЕТОГЕНЕЗА — в процессе развития половых как сперматозоидов, так и яйцеклеток, выделяют стадий(рис). Первая стадия — период размножения, в котором первичные половые клетки делятся путём митоза, в результате чего увеличивается их количество. При сперматогенезе размножение первичных половых клеток очень интенсивное. Оно начинается с наступлением половой зрелости и протекает в течение всего репродуктивного периода. Размножение женских первичных половых клеток у низших позвоночных продолжается почти всю жизнь. У человека эти клетки с наибольшей интенсивностью размножаются лишь во внутриутробном периоде развития. После формирования женских половых желез — яичников, первичные половые клетки перестают делится, большая часть их погибает и рассасывается, остальные сохраняются в состоянии покоя до полового созревания.

Вторая стадия — период роста. У незрелых мужских гамет этот период выражен Нерезко. Размеры мужских гамет увеличиваются незначительно. Напротив, будущие яйцеклетки – овоциты увеличиваются иногда в сотни, тысячи и даже миллионы раз. У одних животных овоциты растут очень быстро — в течение нескольких дней или недель, у других видов рост продолжается месяцы и годы. Рост овоцитов осуществляется за счёт веществ, образуемых другими клетками организма.

Третья стадия-период созревания, или мейоз (рис1).


Рис. 9. Схема образования половых клеток

Клетки, вступающие в период мейоза, содержат диплоидный набор хромосом и уже удвоенное количество ДНК(2n 4с).

В процессе полового размножения у организмов любого вида из поколения в поколение сохраняется свойственное ему число хромосом. Это достигается тем, что перед слиянием половых клеток -оплодотворением — в процессе созревания в них уменьшается (редуцируется)число хромосом, т.е. из диплоидного набора (2n)образуется гаплоидный(n). Закономерности прохождения мейоза в мужских и женских половых клетках по существу одинаковы.

Список литературы

    Горелов А. А. Концепции современного естествознания. — М.: Центр, 2008.

    Дубнищева Т.Я. и др. Современное естествознание. — М.: Маркетинг, 2009.

    Лебедева Н.В., Дроздов Н.Н., Криволуцкий Д.А. Биологическое разнообразие. М., 2004.

    Мамонтов С.Г. Биология. М., 2007.

    Ярыгин В. Биология. М., 2006.

    Биология как наука. Методы научного познания. Уровни организации живого.

    Требования к уровню подготовки выпускников:

    Знать и понимать методы научного познания, признаки живых систем, уровни организации живой природы;

    Уметь объяснять роль биологических теорий, законов, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

    Обмен веществ - одно из основных свойств живых систем, он характеризуется тем, что происходит

    1. Избирательное реагирование на внешние воздействия окружающей среды

    2. Изменение интенсивности физиологических процессов и функций с различными периодами колебаний

    3. Передача из поколения в поколение признаков и свойств

    4. Поглощение необходимых веществ и выделение продуктов жизнедеятельности

    5. Поддержание относительно постоянного физико-химического состава внутренней среды

    В цитологии НЕ используют следующие методы:

    1. Генетическое клонирование

    2. Культуры клеток и тканей

    3. Микроскопия

    4. Нанобиотехнологии

    5. Центрифугирование

    Процессы деления клеток изучают с помощью методов

    1. Дифференциального центрифугирования

    2. Культуры клеток

    3. Микроскопии

    4. Микрохирургии

    5. Фото- и киносъемки

    Онтогенез, метаболизм, гомеостаз, размножение происходят на... уровнях организации жизни.

    1. Клеточном

    2. Молекулярном

    3. Организменном

    4. Органном

    5. Тканевом

    Клеточную теорию сформулировали

    2. А. Левенгук

    3. Дж. Уотсон

    4. Т. Шванн

    5. М. Шлейден

    Изучение биологических объектов, процессов в различных специально созданных условиях осуществляют с помощью методов

    1. Абстрагирования

    2. Клонирования

    3. Моделирования

    4. Обобщения

    5. Эксперимента

    Разделами ботаники являются

    1. Альгология

    2. Бриология

    3. Ихтиология

    4. Экология

    5. Этология

    1. Биохимия

    2. Гистология

    3. Морфология

    4. Физиология

    5. Цитология

    Модель структуры ДНК в виде двойной спирали создали

    2. А. Левенгук

    3. Ф. Мюллер

    4. Дж. Пристли

    5. Д. Уотсон

    Разделами зоологии являются

    1. Альгология

    2. Вирусология

    3. Лихенология

    4. Териология

    5. Этология

    Развитие - всеобщее свойство материи - представлено

    1. Гомеостазом

    2. Метаболизмом

    3. Онтогенезом

    4. Тропизмами

    5. Филогенезом

    В синтезе АТФ участвуют

    1. Вакуоли

    2. Митохондрии

    3. Лизосомы

    4. Хлоропласты

    5. Хромопласты

    1. Изготовил первый микроскоп

    2. Открыл клеточное ядро

    3. Ввел термин "клетка"

    4. Описал пластиды и хроматофоры

    5. Усовершенствовал микроскоп

    Электронный микроскоп сконструировали

    1. Р. Вирхов

    2. М. Кнолль

    3. Н. И. Лунин

    4. И. И. Мечников

    5. Е. Руска

    Метод центрифугирования позволяет

    1. Определять качественный и количественный состав веществ клетки

    2. Определять пространственную конфигурацию и некоторые физические свойства макромолекул

    5. Разделить органоиды клетки

    Кириленко А. А. Биология. ЕГЭ. Раздел «Молекулярная биология». Теория, тренировочные задания. 2017.

    Задания №2.

    1. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Какие уровни организации живой природы представлены биокосными системами, включающими не только живое вещество, но и неживое?

    1. Организменный

    2. Популяционно-видовой

    3. Биоценотический

    4. Биогеоценотический

    5. Биосферный

    2. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Цитогенетический метод позволяет

    1. Обнаружить генные мутации

    2. Обнаружить хромосомные мутации

    3. Обнаружить геномные мутации

    4. Оценить роль внешней среды в формировании фенотипа

    5. Прогнозировать вероятность передачи потомкам наследственных заболеваний

    3. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Какие биологические науки изучают сообщества живых организмов?

    1. Экология

    2. Морфология

    3. Генетика

    4. Ветеринария

    5. Биогеография

    4. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Какие биологические науки изучают развитие жизни?

    1. Анатомия

    2. Палеонтология

    3. Биохимия

    4. Эволюционное учение

    5. Биотехнология

    5. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Выберите самый простой и самый сложный уровни организации живой природы из ниже перечисленных.

    1. Органно-тканевый

    2. Популяционно-видовой

    3. Молекулярно-генетический

    4. Биоценотический

    5. Субклеточный

    6. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Какие из свойств живого вещества связаны с развитием?

    1. Онтогенез

    2. Филогенез

    3. Наследственность

    4. Изменчивость

    5. Раздражимость

    7. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Какие из свойств живого не присущи вирусам?

    1. Клеточное строение

    2. Обмен веществ

    3. Способность к размножению

    4. Наследственность

    5. Изменчивость

    8. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Какие биологические науки не изучают эукариот?

    1. Вирусология

    2. Микология

    3. Ботаника

    4. Бактериология

    5. Протистология

    9. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Какие биологические науки изучают молекулярный уровень развития жизни?

    1. Молекулярная биология

    2. Экология

    3. Биохимия

    4. Цитология

    5. Гистология

    10. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Какие биологические науки изучают отдельные уровни организации всего живого?

    1. Ботаника

    2. Гистология

    3. Генетика

    4. Цитология

    5. Эволюционное учение

    11. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Какие классификационные единицы организмов являются специфическим объектом изучения селекции?

    3. Семейство

    12. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Укажите уровни организации жизни, являющиеся сферой изучения экологии.

    1. Молекулярно-генетический

    2. Клеточный

    3. Органный

    4. Организменный

    5. Популяционно-видовой

    13. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Какие ученые внесли значительный вклад в развитие эволюционного учения, предложив свои варианты теории эволюции живого мира?

    1. Фрэнсис Крик

    2. Маттиас Якоб Шлейден

    3. Томас Морган

    4. Жан-Батист Ламарк

    5. Чарльз Дарвин

    14. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Какие российские ученые внесли значительный вклад в развитие физиологии?

    1. Иван Сеченов

    2. Николай Вавилов

    3. Николай Миклухо-Маклай

    4. Иван Павлов

    5. Владимир Вернадский

    15. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Методы селекции позволили создать культурыне разновидности дикой капусты. Какие из них представлены в списке?

    3. Кольраби

    5. Брокколи

    16. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    С помощью светового микроскопа в клетке арбуза невозможно увидеть

    1. Оболочку

    2. Включения

    4. Вакуоли

    5. Рибосомы

    17. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Собственную ДНК содержат

    1. Вакуоли

    2. Рибосомы

    3. Хлоропласты

    5. Митохондрии

    18. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    На молекулярном уровне организации живой природы происходят процессы

    1. Деление

    2. Метаболизм

    3. Транскрипция

    4. Онтогенез

    5. Трансляция

    19. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Круговорот веществ и превращение энергии происходят на... уровнях организации жизни.

    1. Биогеоценотическом

    2. Биосферном

    3. Клеточном

    4. Организменном

    5. Популяционно-видовом

    20. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Модель структуры ДНК в виде двойной спирали создали:

    2. А. Левенгук

    3. Д. Уотсон

    4. Т. Шванн

    5. М. Шлейден

    21. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Биогенетический закон сформулировали

    1. Вавилов Н. И.

    2. Вайнберг В.

    3. Геккель Э.

    4. Либих Ю.

    5. Мюллер Ф.

    22. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    В селекции растений применяют следующие методы

    1. Искусственное осеменение

    2. Искусственный мутагенез

    3. Испытание производителей по потомству

    4. Массовый отбор

    5. Полиэмбрионию

    23. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Организменный уровень организации живого изучают

    1. Анатомия

    2. Биохимия

    3. Генетика

    4. Гистология

    5. Цитология

    24. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    На популяционно-видовой уровне организации живой природы происходят:

    1. Гомеостаз

    2. Изменение генофонда

    3. Круговорот веществ и превращение энергии

    4. Размножение

    5. Элементарные эволюционные изменения

    25. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Разделами зоологии являются

    1. Альгология

    2. Бриология

    3. Ихтиология

    4. Лихенология

    5. Энтомология

    26. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    И. В. Мичурин в селекционной работе использовал следующие методы:

    1. Искусственного мутагенеза

    2. Клонирования

    3. Ментора

    4. Полиэмбрионии

    5. Посредника

    27. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    С помощью цитогенетического метода изучают:

    1. Генетический состав популяций

    2. Количество хромосом

    3. Роль среды и наследственности в формировании признаков

    4. Структуру хромосом

    5. Характер и тип наследования признаков

    28. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Методы физиологии человека позволяют изучить

    1. Биотоки головного мозга

    2. Биотоки сердца

    3. Патологические изменения в строении органов

    4. Строение органов и тканей

    5. Тонкую структуру органов и тканей

    29. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    В биотехнологии используют следующие методы:

    2. Микробиологический синтез

    3. Пасынкование

    4. Пикировка

    5. Соматическая гибридизация клеток

    30. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Методы электрофореза и хроматографии позволяют

    1. Определить качественный и количественный состав веществ клетки

    2. Определить пространственную конфигурацию и некоторые физические свойства макромолекул

    3. Очистить макромолекулы, выделенные из клетки

    4. Разделить смеси веществ, выделенные из клетки

    5. Разделить органоиды клетки

    31. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Укажите формулировки положений клеточной теории.

    1. Оболочка грибной клетки состоит из углеводов.

    2. В клетках животных отсутствует клеточная стенка.

    3. Клетки всех организмов содержат ядро.

    4. Клетки организмов сходны по химическому составу.

    5. Новые клетки образуются путем деления исходной материнской клетки.

    32. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Генеалогический метод исследования используют для установления

    1. Доминантного характера наследования признака

    2. Последовательности этапов индивидуального развития

    3. Наследственного характера заболеваний

    4. Типа высшей нервной деятельности

    5. Сцепленности признака с полом

    33. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Какие методы исследования используют в цитологии?

    1. Центрифугирование

    2. Культура ткани

    3. Хроматография

    4. Генеалогический

    5. Гибридологический

    34. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    На каких уровнях организации живого изучают особенности реакций фотосинтеза у высших растений?

    1. Биосферном

    2. Клеточном

    3. Популяционно-видовом

    4. Молекулярном

    5. Экосистемном

    35. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    На каких уровнях организации живого изучают особенности реакций фотосинтеза?

    1. Биосферном

    2. Клеточном

    3. Биогеоценотическом

    4. Молекулярном

    5. Тканево-органном

    36. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Какие признаки служат исходными для живых и неживых объектов природы?

    1. Клеточное строение

    2. Изменение температуры тела

    3. Наследственность

    4. Раздражимость

    5. Перемещение в пространстве

    37. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Гибридологический метод исследования используют

    1. Эмбриологи

    2. Селекционеры

    3. Генетики

    4. Экологи

    5. Биохимики

    38. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Исторический метод исследования используют для изучения

    1. Внутреннего строения организмов

    2. Эволюции органического мира

    3. Химического состава живого

    4. Происхождения групп организмов на Земле

    5. Онтогенеза организма

    39. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Близнецовый метод исследования используют

    1. Цитологи

    2. Зоологи

    3. Генетики

    4. Селекционеры

    5. Биохимики

    40. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Генетики, используя генеалогический метод исследования, составляют

    1. Генетическую карту хромосом

    2. Схему скрещивания

    3. Родословное дерево

    4. Схему предковых родителей и их родственные связи в ряде поколений

    5. Вариационную кривую

    41. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Вклад биотехнологии в медицину состоит в

    1. Использовании химического синтеза для получения лекарственных препаратов

    2. Создании лечебных сывороток на основе плазмы крови иммунизированных животных

    3. Синтезе гормонов человека в бактериальных клетках

    4. Изучении родословных человека для выявления наследственных заболеваний

    5. Культивировании штаммов бактерий и грибов для производства антибиотиков в промышленных масштабах

    42. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Какие из перечисленных объектов существуют на субклеточном уровне?

    1. Спирогира

    2. Бактериофаг

    3. Стрептококк

    4. Митохондрии

    5. Лейкопласты

    43. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Какие признаки характерны только для живых систем?

    1. Способность к передвижению

    2. Обмен веществ и энергии

    3. Зависимость от температурных колебаний

    4. Рост, развитие и способность к самовоспроизведению

    5. Устойчивость и относительно слабая изменчивость

    44. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    По каким принципам организованы биологические системы?

    1. Закрытость системы

    2. Высокая энтропия системы

    3. Низкая упорядоченность

    4. Иерархичность - соподчинение элементов и частей

    5. Оптимальность конструкции

    45. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    К эмпирическим методам биологических исследований относят

    1. Сравнение

    2. Абстрагирование

    3. Обобщение

    4. Экспериментальный метод

    5. Наблюдение

    46. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Что из нижеперечисленного можно установить экспериментальным методом?

    1. Сроки весенней линьки у белки

    2. Влияние удобрений на рост комнатного растения

    3. Сроки прилета и отлета перелетных птиц

    4. Высоту комнатного растения

    5. Условия прорастания семян

    47. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    К теоретическим методам биологических исследований относят

    1. Сравнение

    2. Экспериментальный метод

    3. Обобщение

    4. Измерение

    5. Наблюдение

    48. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Какие методы исследования позволили установить пространственную структуру молекулы ДНК?

    1. Цитогенетический метод

    2. Рентгеноструктурный анализ

    3. Метод культуры клеток

    4. Метод моделирования

    5. Центрифугирование

    49. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Какие методы исследования помогают изучить процесс фотосинтеза в клетке?

    1. Экспериментальный метод

    2. Метод микроскопирования

    3. Метод меченых атомов

    4. Метод клеточных культур

    5. Метод центрифугирования

    50. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    На каком уровне организации происходят такие процессы, как раздражимость и обмен веществ?

    1. Популяционно-видовой

    2. Организменный

    3. Молекулярно-генетический

    4. Биогеоценотический

    5. Клеточный

    51. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    К генетическим относят термины

    2. Филогенез

    3. Фенотип

    4. Консумент

    5. Дивергенция

    52. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Клеточному уровню организации жизни соответствуют

    1. Амеба обыкновенная

    2. Кишечная палочка

    3. Бактериофаг

    4. Гидра пресноводная

    5. Вирус гриппа

    53. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    К методам цитологии относят

    1. Микроскопирование

    2. Мониторинг

    3. Центрифугирование

    4. Инбридинг

    5. Гетерозис

    54. Выберите два верных ответ из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: