Конфликтные ситуации в школе. Конфликты в классе: виды, решениия, профилактика

Не секрет, что затянувшийся конфликт с одноклассниками может надолго "отравить" пребывание ребенка в школе. Поэтому педагогам и родителям ни в коем случае нельзя пускать сложившуюся ситуацию на самотек. Сегодня мы предлагаем вам рассмотреть наиболее распространенные причины возникновения конфликтов в школе, а также самые оптимальные варианты их устранения.

Очень часто у школьников появляются трудности, связанные с обострением межличностных отношений: с их стороны слышаться постоянные жалобы на то, что родители их не понимают и не слышат, а одноклассники дразнят, кричат или придумывают обидные прозвища. Специалисты уверяют, что данная проблема связана, преимущественно, с адаптацией ребенка к новым условиям (особенно это касается первоклассников), а также с его попытками утвердиться и самовыразиться в новом коллективе.

Не секрет, что затянувшийся конфликт с одноклассниками может надолго "отравить" пребывание ребенка в школе. Поэтому педагогам и родителям ни в коем случае нельзя пускать сложившуюся ситуацию на самотек. Сегодня мы предлагаем вам рассмотреть наиболее распространенные причины возникновения конфликтов в школе , а также самые оптимальные варианты их устранения.

Основные причины возникновения конфликтов


Конфликт между младшими школьниками никогда не возникает запланировано. Чаще всего споры младшеклассников даже конфликтами трудно назвать. Это, скорее, выяснение отношений друг с другом. Дети, не осознавая этого, вступают в спор с единственным желанием – победить.

Насколько безболезненно они будут проходить, во многом зависит от учителя. Здесь главное – добродушное отношение педагога к детям. Опытный учитель с легкостью может перевести любой конфликт в шутку. Неплохо в таких ситуациях действуют "мирилки" - фразы, наподобие "мир между вами, миска с пирогами"... Обычно это вызывает смех, который перекрывает детскую злобу. После того как дети подают друг другу руки, они сразу начинают действовать совсем иначе. Эффективнее всего мирить детей в игре. Можно сказать, что каждый из детей – победитель. Ведь он сумел посмотреть своему сопернику в глаза и протянуть ему руку.

Чаще всего конфликтуют мальчики , поскольку у них присутствует подсознательное желание победить. Такие споры можно решать соревнованиями: кто больше раз присядет, отожмется или больше назовет слов на заданную тему, тот и победил.

Нередко возникают конфликты между мальчиками и девочками. Их еще называют конфликтами симпатии. Явное вмешательство в противостояние мальчика и девочки (например, категоричный запрет на общение между противоборствующими сторонами) может только усугубить ситуацию, так как в процессе конфликта дети проходят очень важный этап половой идентификации. Намного эффективнее, ненавязчивые беседы, в ходе которых мальчикам объясняется ранимость и впечатлительность девочек, а девочкам – последствия фамильярного отношения с мальчиками (особенно, если самолюбие маленького мужчины было уязвлено в присутствии его сверстников).

Отметим, что особенно болезненно конфликты между детьми воспринимают молодые мамы, дети которых впервые пошли в школу. Очень часто родители впутываются в детские конфликты. Но этого в любом случае не нужно делать. Ведь дети помирятся сразу, а родители будут держать злобу еще очень долго.

Никогда не ругайте ребенка в присутствии других


Достаточно часто родители начинают воспитывать ребенка в присутствии других, думая, что ему станет стыдно, и он поймет свою ошибку. Уважаемые родители, не делайте этого никогда. Дети, особенно маленькие, не чувствуют сопереживания. Оно развивается постепенно, с ощущением родительского сопереживания. Поэтому если ребенок отказывается выполнить указание или просьбу, это не значит, что он безразличен. Просто ребенок не понимает, почему он должен это выполнять. И если родители будут пытаться вызвать у ребенка чувство вины, ругая его перед однолетками, это спровоцирует лишь обиду школьника, но никоим образом не стыд за совершенное.

Ругать чужого ребенка без его родителей – категорически запрещено. Нельзя позволять, чтобы детей унижали родители одноклассников. При решении конфликтных ситуаций в школе очень важно, чтобы присутствовали родители обоих детей. Родителям нужно объяснить своим детям, что никакой вражды не должно быть, им предстоит еще долго учиться в одном классе, завтракать за одним столом и сидеть за одной партой.

Правила поведения во время конфликта с ребенком

  1. Дайте ребенку высказаться. Если он агрессивен или раздражителен, то договориться с ним, чаще всего, невозможно, поэтому постарайтесь помочь ему снять напряжение. Во время такого "взрыва" лучше всего вести себя спокойно и уверенно, но постарайтесь не переусердствовать со спокойствием, которое ребенок может принять за равнодушие.
  2. Нейтрализуйте агрессию неожиданными методами. Например, задайте вопрос о том, что не касается конфликта.
  3. Попросите описать желаемый конечный результат, не давайте своим эмоциям управлять вами.
  4. Не нужно отвечать агрессией на агрессию.
  5. Используйте фразу «правильно ли я тебя понял?», что демонстрирует внимание к ребенку и уменьшает агрессию.
  6. Ничего не нужно доказывать, ведь это в конфликте – пустая трата времени. Негативные эмоции блокируют способность понимать и соглашаться, особенно у детей.

Решайте не больше одной проблемы за раз


Рано или поздно в каждой семье возникают конфликтные ситуации , связанные с обучением в школе (плохие оценки, драка с одноклассником, плохое поведение в классе и т.д.). Они, конечно, могут огорчить, но разрушительными быть не должны. Поэтому нужно придерживаться нескольких правил, чтобы пройти через конфликт плавно и без стресса для ребенка.

В первую очередь, что стоит запомнить молодым родителям – за один раз с ребенком можно решить лишь одну проблему. Желательно, наиболее значимую. Плохо, когда родители собирают все проблемы вместе. Это сбивает и запутывает ребенка. Например, если школьник получил двойку за занятие и солгал вам, спросите сначала, почему он солгал. А к двойке вернитесь позже.

Методы решения проблемы должны быть креативными, чтобы ребенок заинтересовался и проявил желание к сотрудничеству. Важно понимать, что найти такие решения конфликта , чтобы все остались довольными, можно только если родители и дети начнут плодотворно сотрудничать. При этом нельзя забывать о вежливости, ведь любой ребенок достоин почтительного отношения к себе.

Поэтому если хотите, чтобы ребенок научился контролировать свои эмоции, лучше понимал себя и окружающих, всегда уважайте его чувства и не перегибайте палку. Лучший вариант – гибкое и почтительное воспитание, в основе которого учеба, а не подчинение. Только так можно установить по-настоящему близкий контакт со своим школьником.

Игры для снятия детской агрессии

Игра "Мешочек для криков"

Если учитель видит, что дети слишком активны на перерыве, или же конфликтуют между собой, он может предложить им покричать в специальный мешочек: школьники по очереди подходят к педагогу и кричат в мешочек (каждый в свой). После уроков они могут забрать свой "крик" назад. Такая игра помогает восстановить силы и избавиться от негативных эмоций.

Игра "Обзывалки"

Целью этой игры является снятие вербальной агрессии , а также ее проявление в приемлемой форме.

Дети садятся в круг и передают мяч, называя друг друга безобидными словами. Для этого предварительно нужно обсудить, какие "обзывалки" можно использовать – названия предметов, овощей, фруктов. Основное условие игры – нельзя обижаться. Звучит это приблизительно так: "Ты, Маша, кактус", "Ты, Миша, бульдозер" и т.д. Игру нужно проводить в быстром темпе.

Игра "Камень в обуви"

Цель игры – научиться распознавать свои эмоции и чувства других.

Учитель спрашивает детей: "Вам в обувь когда-то попадал камень?" Дальше спрашивает: "Часто ли вы не вытряхивали камень, когда приходили домой, а на утро, надев обувь, чувствовали его? Замечали ли вы, что в таком случае вчерашний маленький камень в обуви превращался в большую проблему?". Дети высказываются о пережитом. Дальше учитель продолжает: "Когда мы сердимся, это воспринимается как камень в обуви. Если мы сразу достанем его, нога не пострадает. Но если оставим камень на том же месте, возникают проблемы. Поэтому полезно говорить о своих камнях-проблемах сразу, как только их заметили". Тогда учитель предлагает сказать детям "У меня камень в обуви" и рассказать о том, что их тревожит. И каждый желающий может предложить однокласснику способ, как избавиться от "камня".

Конфликт в школе у детей может возникнуть из-за незначительных разногласий по поводу успехов в учебе, поведения, отношения друг к другу, одежды и т. д. Конфликты между обучающимися самые распространенные в школе. Конфликты ученик-ученик разрешаются участниками спора самостоятельно, но часто требуется помощь либо классного руководителя, либо психолога, либо родителей. Нередко можно наблюдать в школе вербальную агрессию со стороны детей или открытые физические столкновения. Такое происходит в силу возраста, воспитания, темперамента. Дети еще не так осознают границы общения друг с другом. Нередко причиной конфликта служит борьба за лидерство, личное соперничество, этнические конфликты. В данном случае очень важна роль и реакция педагога, как посредника между детьми, который может разрешить конфликт на начальной стадии. Если изначально конфликт не был разрешен, то разногласия между детьми могут нарастать. Школьный конфликт между учениками — это явление обычное, где каждый учится отстаивать свою точку зрения, учится жить по законам детского общества. Максимальное количество конфликтов приходится на подростковый возраст. Желание самоутвердиться, стать лидером может стать причиной конфликта. Оскорбления и обиды, которые дети наносят друг другу являются также причинами конфликта. Существует такое понятие как буллинг, которое является выражением психического насилия с участием учащихся.

Бу́ллинг (англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников) со стороны остальных членов коллектива или его части. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом.

Как проявления травли специалисты расценивают оскорбления, угрозы, физическую агрессию, постоянную негативную оценку жертвы и её деятельности.

Буллинг может быть и в физической, и в психологической форме. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности.

Буллинг приводит к тому, что жертва теряет уверенность в себе. Также это явление может приводить к разной тяжести психическим отклонениям, а также психосоматическим заболеваниям, и может явиться причиной самоубийства. В этом случае важно объяснить человеку, что его травят, и показать, как действовать в сложившейся ситуации (https://ru.wikipedia.org/wiki/Травля).

Жертвами в школе чаще всего становятся:

  • двоечники, неуспевающие учащиеся;
  • отличники, вундеркинды;
  • физически слабые дети;
  • дети, гиперопекаемые родителями;
  • дети с ОВЗ, физическими недостатками;
  • дети, не имеющие электронных новинок или, имеющие самые дорогие из них.

Мальчики чаще являются жертвами и инициаторами школьного буллинга.

Необходимо отметить, что существуют типологические особенности участников буллинга. Если ребенок агрессивен или наоборот является объектом нападок, то стоит пересмотреть его общение и действия в соответствии с данной типологией.

1. «Преследователи » — такие дети отличаются авторитарностью. «Преследователи», не смотря на свою роль, считают себя слишком добрыми, т. е. хотят быть ещё менее добрыми, чем они есть. Также «преследователи» не являются и не стремятся быть терпеливыми. В целом у «преследователей» достаточно высокая самооценка и уровень притязаний.

2. «Жертвы ». У «жертв» самый низкий социометрический статус и коэффициент удовлетворённости общением, что говорит об их низком положении в классе. «Жертвы» зависимы, «слабы» по сравнению с другими участниками буллинга. Самооценка у «жертв» самая низкая по сравнению с другими группами, а уровень притязаний довольно высокий, т. е. «жертвы» очень недовольны собой, не принимают сами себя и, возможно, хотят меняться. Уровни тревожности, трудностей в общении и конфликтности также самые высокие у «жертв».

3. «Помощники » — помогают «преследователям», они не добиваются уважения в классе. «Помощники» очень зависимы, благодаря чему их подчиняют «преследователи», но одновременно они и достаточно авторитарны, что создаёт у них внутренний дискомфорт. По активному прямому буллингу, самые высокие показатели именно у «помощников», т. к. часто именно они обзывают, бьют и т. д., а «преследователи» лишь выбирают цель и продумывают план. «Помощники» чаще всего испытывают острый дефицит общения с отцом.

4. «Защитники » в целом довольны занимаемой позицией, которая к тому же достаточно высока. Они реже всех проявляют буллинг по отношению к одноклассникам и подвергаются буллингу, что подтверждает правильность деления на группы. У «защитников» довольно высокая самооценка, особенно по надёжности и пониманию. Эти особенности позволяют им понимать «жертв», сочувствовать и помогать им.

Дети оценивают уровень насилия в школе значительно выше, чем в семье. Поэтому школа должна быть местом, где сохраняется безопасная среда (по материалам социологического исследования кафедры социологии молодежи социологического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова «Проблема насилия в отношении подростков»). Больше детей, указывающих на высокую и среднюю степень насилия в школе, наблюдается среди детей, в семьях которых существуют прохладные и отчужденные или плохие отношения, равнодушие, безразличие или постоянное недовольство, раздражение; в бедных и малообеспеченных семьях; среди детей, которые учатся на тройки и двойки и почти на одни тройки, активно включены в молодежные субкультуры, курят, регулярно употребляют алкоголь, состоят на внутришкольном учете. Таким образом, борьба с насилием в школе должна быть направлена в первую очередь на детей из семей с плохими отношениями в семье, детей с плохой успеваемостью и отклоняющимся поведением (активно включенных в молодежные субкультуры, курящих, регулярно употребляющих алкоголь, состоящих на внутришкольном учете).

Каким образом закон охраняет права детей в образовательном учреждении и семье?

Обратимся к Федеральному закону от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об Основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

  • Обучающиеся старше 8 лет могут быть инициаторами создания общественных объединений в образовательной организации.
  • Обучающиеся вправе самостоятельно или через своих выборных представителей обращаться в конфликтную комиссию.
  • Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляют множество различных органов. Различные общественные объединения по защите прав детей могут в судебном порядке оспаривать неправомерные действия родителей, педагогических, медицинских работников.
  • Если ребенок нуждается в социальной, психологической, педагогической помощи, социальной реабилитации, то соответствующие органы обязаны принять меры по оказанию такой помощи.

Право на защиту обучающихся закреплено и в Федеральном законе № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации». При возникновении конфликта между учащимися и серьезных последствиях конфликта, в целях защиты прав обучающихся родители могут направлять обращения, жалобы. Родители могут обращаться в конфликтную комиссию. Родители могут использовать все средства для защиты прав своего ребенка в школе, которые не противоречат законодательству.

Особенности разрешения конфликтов в школе

Если учитель стал свидетелем межличностного конфликта или к нему обратились обучающиеся, то педагог должен разобраться в ситуации.

Педагог должен быть объективен ко всем сторонам конфликта.

Необходимо разбирать конфликт индивидуально и только с теми детьми, которые являются участниками конфликта.

Разрешить конфликт нужно постараться не привлекая третьих лиц. Если педагог сможет справиться с конфликтной ситуацией без помощи директора, заместителя директора, психолога, то это только поднимет авторитет самого педагога.

Педагог общается с участниками конфликта максимально конкретно, без лишних эмоций и воспоминаний о плохом поведении, плохих оценках и т. д.

Педагог создает предпосылки к тому, чтобы обучающиеся самостоятельно определили предмет конфликта и постарались самостоятельно найти пути выхода из конфликтной ситуации.

Учитель должен дать возможность каждой стороне конфликта высказаться, внимательно выслушать каждого обучающегося, не реагировать на раздражение сторон участников конфликта.

Не стоит забывать и про правила педагогической этики педагог должен доброжелательно, тактично общаться с учащимися.

Если конфликт не удается разрешить педагогу, то возможно привлечь других специалистов школы. Возможно, обратиться к психологу за консультацией, социальному педагогу, если конфликт обострился и есть признаки агрессивного поведения.

Конфликты в школе необходимо своевременно предотвращать и разрешать. Современные методы предотвращения конфликтов позволят решить проблему без последствий для детской психики.

Школьный конфликт – явление неизбежное и многоплановое. Он может возникнуть из ничего: из-за малейшего спора, разницы в пристрастиях, одежде, успехах в учебе.

Происходит это прежде всего потому, что детям свойственно все преувеличивать, упрощать, доказывать «взрослость» и влияние.

Виды и особенности

Каждая конфликтная ситуация уникальна. Она имеет свои предпосылки, явные и неявные, своих участников и индивидуальные способы разрешения.

В любом образовательном учреждении есть несколько основных субъектов: учитель, ученик, родитель ученика и представитель администрации. Они же могут выступать и участниками конфликтной ситуации.

Условно можно выделить несколько видов конфликтов, происходящих в школьной среде:

  1. Конфликты между учениками в школе . Чаще всего они выражаются в борьбе за лидерство в классе. Иногда выбирается «антилидер» — человек для агрессивной травли. В ряде случаев конфликт возникает случайно.
  2. Конфликты между учениками и педагогами . Чаще всего – несовпадение интересов и педагогические ошибки. Проявляются такие конфликты в плохом выполнении или невыполнении поставленных перед учеником задач. Часто такие ситуации возникают в период «акклиматизации», когда в класс приходит новый ученик или учитель.
  3. Конфликты между педагогом и родителем школьника .
  4. Конфликт с участием директора заведения. Встречается достаточно редко, чаще всего решение спорных ситуаций происходит внутри определенной группы.
  5. Проблемная ситуация с участием посторонних .

Подобная типология распределяет конфликты по их участникам. На практике большинство спорных ситуаций относятся к первым трем группам.

Причины и пути разрешения конфликтов в школе

Конфликтные ситуации неизбежны. Однако из каждого случая можно извлечь как отрицательные, так и положительные результаты. Все зависит от того, насколько верно проанализированы причины конфликта, и к каким выводам пришли стороны.

В каждом случае возможен конструктивный и деструктивный способ разрешения конфликта:

  1. При конструктивном способе итоги конфликтной ситуации устроили всех заинтересованных участников.
  2. При деструктивном варианте кто-то (возможно, все) остались неудовлетворенными.

Разберем основные конфликтные ситуации подробнее.

Ученик – ученик

Конфликты между детьми, как внутривозрастные, так и межвозрастные – дело обыденное. Учитель в данном случае выступает в роли наблюдателя, он же может помочь в разрешении спорной ситуации.

Почему возникают

  1. Первая причина возникновения конфликтных ситуаций между учащимися – это возраст. Агрессия в младшей школе – это результат недостаточной социализации. Дети еще не понимают, как поступать по отношению к другим людям, не осознают разницы между «можно» и «нельзя».
  2. Конфликты в средней школе – более осознанны. Ученик понимает разницу между добром и злом. Здесь многое зависит от воспитания, авторитета учителя, как наблюдающей стороны. Усложняются и непосредственные причины разногласий. Наряду с обычными детскими обидами появляются борьба за лидерство в группе, борьба между группами, личное соперничество.
  3. Один из самых опасных видов конфликтов – социальный. Дети из полных семей часто конфликтуют детьми из неполных. Результатом может быть как неконтролируемая агрессия с любой стороны, так и попытка замкнуться. Очень важно своевременно выявить проблему и разрешить оптимальным способом.
  4. Также нередки этнические конфликты, когда в классе обучаются представители различных этнических групп.

Пути решения

В ряде случаев конфликтная ситуация разрешается внутри группы, без вмешательства посторонних. Однако важно за ней следить, направлять и контролировать:

  1. Роль учителя. Грамотный педагог может разрешить конфликт на начальной стадии, исключив его дальнейшее развитие. Одна из профилактических мер – максимальная сплоченность детского коллектива. В школах устраиваются различные мероприятия, конкурсы. При этом важно следить, чтобы не возник межклассовый конфликт.
  2. Роль родителя . Однако не всегда педагог в современной школе имеет достаточный авторитет у учеников. Свою роль в разрешении конфликтных ситуаций играют и родители. Способ урегулирования в данном случае зависит от отношений в семье. К примеру, если отношения родителей с детьми натянутые, не стоит разговаривать по душам, родители просто не смогут вызвать ребенка на откровенность. В таком случае лучше подобрать соответствующую историю «из жизни» и изложить в «подходящий момент».

Ученик – учитель

Конфликтная ситуация между учеником и учителем – одна из самых распространенных в школьной среде. Условно такие ситуации можно разделить следующим образом:

  1. Конфликты, возникшие в связи с плохой успеваемостью или неуспеваемостью учащегося, а также при выполнении различных внеучебных заданий. Чаще всего он возникает из-за утомления ученика, слишком трудного материала, отсутствия помощи со стороны учителя. Сегодня такие ситуации возникают, в том числе, потому, что учитель предъявляет чрезмерные требования к учащимся и использует отметки по предмету, как средство наказания.
  2. Реакция педагога на нарушение учащимся определенных правил поведения в учебном заведении и за его пределами. Чаще всего причина – в неумении педагога оценить сложившуюся ситуацию и правильно проанализировать поведение ученика. Как следствие – неправильные выводы о произошедшем. Ученик с такими выводами не согласен, в результате возникает конфликтная ситуация.
  3. Эмоциональные и личностные конфликты . Обычно являются результатом недостаточной квалификации педагога и неверного разрешения прежних предконфликтных ситуаций. Имеют личный характер, нередко длятся годами.

Почему возникают

Среди общих причин конфликтов можно выделить:

  1. Недостаток ответственности педагога за грамотное разрешение конфликтных ситуаций.
  2. Различный статус и жизненный опыт участников проблемной ситуации, что определяет их поведение.
  3. Невозможность взглянуть на конфликт «со стороны» . Одна проблема глазами педагога и ученика видится по-разному.


Пути решения

Чаще всего конфликт с учителем – результат его неправоты. Ученик только начинает социализироваться, учитель уже прошел определенный путь:

  1. Не допускается повышение голоса на учащихся . Это может привести лишь к обострению проблемной ситуации. На любую реакцию со стороны ученика необходимо реагировать спокойно, контролируя эмоции.
  2. Нужно тщательно продумывать серьезные психологические разговоры с учениками. Если нужно кого-то наказать, это необходимо сделать максимально корректно, не ставя «на вид». Если источником конфликта является проблемный ученик, его можно дополнительно стимулировать, например, дав важное задание.

Учитель – родитель ученика

Конфликтная ситуация между родителями и учителями – явление относительно новое, но набирающее обороты. Она возникает из-за взаимного недоверия и разного отношения к ребенку.

Почему возникают

Есть два взгляда на проблему: учительский и родительский. С точки зрения родителя, проблема в следующем:

  1. Недостаток компетентности преподавателя: неправильно учит, не общается с родителями.
  2. Педагог не умеет найти подход.
  3. Необоснованное занижение оценок, чрезмерные требования к ученику.

Учитель выдвигает свои претензии:

  1. Родители не уделяют внимания правильному воспитанию ребенка.
  2. Необоснованные требования родителей к учителю, нередко превышающие его служебные обязанности.

Непосредственной причиной конфликта может стать что угодно: неосторожное замечание, плохая отметка, агрессия, придирки.

Пути решения

Пострадавшей стороной в любом случае останется ребенок, потому разрешать конфликтную ситуацию следует быстро. При необходимости привлекается неформальный лидер – в каждом родительском коллективе такой есть.

Прежде всего, необходимо признать наличие конфликта и необходимость его разрешения. Обе стороны должны зафиксировать свой взгляд на проблему, полностью сознательно и добровольно. В переговорах участвуют лишь непосредственные участники конфликта плюс «судья», максимально отстраненный человек, который разрабатывает варианты разрешения.

Непосредственных путей решения конфликта может быть много. Радикальные варианты – уход учителя или ученика из школы. Менее радикальные пути заключаются в поиске компромиссов.

Учитель и родитель должны видеть друг в друге не конкурентов, а соратников и использовать основной принцип семьи и школы – «не навреди».

Способы профилактики школьных споров

Во многих случаях предотвратить конфликт поможет правильная диагностика ситуации. Каждому обострению проблемы предшествует предконфликтная ситуация, проработав которую можно избежать агрессии.

  1. Один из способов предотвращения конфликтов – наблюдение за учениками, поиск общих интересов, целей. Если ученики будут объединены какой-то целью, многие проблемы попросту снимаются.
  2. Другие проблемы (ревность, личные мотивы) решаются индивидуально. В некоторых случаях достаточно просто поговорить, в других – необходима помощь профессионального детского психолога.

В любом случае очень важно не упустить момент. Если конфликт вошел в активную стадию, предпринимать меры по его предотвращению бессмысленно.

Видео: Конфликты в школе

Приветствую моих дорогих читателей! Конфликты в школе — актуальная тема. Поговорим об этом.

Школьные конфликты

Почему после первого месяца учебы многие дети идут в школу, как на каторгу? Причину в первую очередь следует искать в школьных конфликтах.

Конфликты в школе бывают разные. Но каким бы странным это не казалось, чуть ли не самым главным является конфликт между учеником и преподавателем. Ведь в школе дети балуются, часто не слушаются, а иногда и уроки отказываются выполнять.

Учитель, конечно, делает замечание, пытается как-то повлиять. А затем, в конце концов, вызывает родитетей. Вот здесь и кроется опасность. Если отец или мать не найдут понимания с учителем, то это может негативно отразиться на самом школьнике.

Например, если мать во время общения будет проявлять агрессию, говорить, что ее сын или дочь самые лучшие, или вообще будет доказывать, что обвинения несправедливы. То это может не понравиться учителю.

В итоге создается треугольник: учитель — ученик — родители. Однако ребенок в этой ситуации, при выяснении отношений «сдвигается» в сторону. А уже потом при общении с учеником у преподавателя подсознательно будет появляться неприятный образ его мамочки.

Вот так банальная стычка между учеником и преподавателем перерастает в большую проблему, в которую будут втянуты и все родственники. А закончится все может тем, что мальчика или девочку придется переводить в другой класс или даже другую школу.

Что же делать родителям?

В первую очередь, во избежание конфликтной ситуации, взрослым нужно спокойно без проявления эмоций выяснить, почему ребенок так себя вел и не реагировал на замечания педагога. Кроме того, непосредственно при разговоре не нужно стыдить виновника, а лучше обсудить это без него. А затем поговорить с ребенком в спокойной домашней обстановке.

Важно отделить фактический материал, то есть сам конфликт и его причину от отношения к этому окружающих. То есть всех заинтересованных – родителей, преподавателя, ученика. Если даже учитель повел себя некорректно, то ребенку об этом совсем необязательно говорить, ведь потом он может этим манипулировать.

Ну, и очень опасный момент, когда учитель ругает ученика за непослушание при всем классе.

Отличники и двоечники

Одинаковых детей не бывает, они все разные и . Не одинаковы и их поступки. Так уже повелось, что в классе всегда есть «сильные», «середнячки», «хвосты». О таком условном делении классный руководитель хорошо знает.

И так получатся, что отличников он всегда хвалит, ставит в пример другим. Больше всего о достижении учительских любимцев придется выслушивать двоечникам.

Обычно, в классах есть и такие, кого называют «изгоями». Особенность таких детей — обособленная от других жизнь. Понятное дело, «изгоев» одногодки недолюбливают, а иногда свое негативное отношение проявляют с применением жестокости.

А еще в классах есть лидеры, обычно их два. Почему-то уж так сложилось, что лидер есть, как у отличников, так и у двоечников. То есть выходит, что один позитивный, другой — негативный. Понятно, что сосуществовать мирно эти лидеры и те, кто их наследует, вряд ли будут. Поэтому конфликтных ситуаций опять же не избежать.

Однако опустить руки и спокойно наблюдать за спорами между группами нельзя. Поэтому педагогу самостоятельно нужно переосмыслить свои действия и не выделять отличников или, так сказать, своих любимцев среди других.

И, бесспорно, прилагать усилия, чтобы постоянно объединять всех детей, сделать все возможное, чтобы они почувствовали себя единым классом.

Школьные драки

Больше всего детей сплачивают школьные драки. К сожалению, такого явления не избежать. А касается это, прежде всего, мальчишек. Но чего удивляться: взрослые мужчины решают свои проблемы с помощью кулаков, а здесь вспыльчивые и энергичные дети.

Однако такие «разборки» не всегда имеют серьезный характер. Любящие мамы это, конечно, не понимают и как только узнают о чем-то таком, сразу пытаются узнать, кто посмел поднять руку на их чадо. Доходит до того, что они даже устраивают скандалы родственникам того или другого мальчишки, мол, как он посмел ударить моего ребенка.

В действительности же такие действия неприемлемы, поэтому вряд ли принесут хотя бы какой-то позитивный результат. Скорее наоборот — усилится раздор не только между школьниками, но и между их родителями.

Поэтому, прежде всего, нужно спокойно разобраться в том, почему возник конфликт.

Возможно, он вообще был несерьезным, и уже завтра ребята опять станут лучшими друзьями и будут сидеть за одной партой. Если уж и встречаться с теми или другими родителями, то не для того, чтобы кричать друг на друга, а чтобы обсудить поведение и воспитание обоих детей.

Модель поведения формируется в детстве. Будет ли ребенок в школе конфликтовать, можно определить, наблюдая за ним в семье. Ведь именно здесь формируется модель поведения сына или дочери.

В семьях тоже не обойтись . То, как их улаживают, видят дети, и соответственно впитывают это в себе. А затем применяют. И, если в семье проблемы решаются путем разговоров и компромиссов, то в случае подобной ситуации, ребенок поступит так же.

Конфликты родителей и детей в семье

Семьи разные, поэтому иногда дети могут вынести из семьи агрессивный тип поведения. Конечно, педагог не это должен поддерживать, но категорически бороться с таким поведением тоже не стоит.

Нужно просто понять: то, что другие считают неприемлемым, для юного человека является нормой. А потому, если мальчику или девочке на это указать, то они не будут понимать, в чем их обвиняют. Ведь в их семье такая модель поведения — норма. Единственное, что остается — понимание и корректный подход.

Но в любом случае поведение детей, каким бы оно ни было, нужно уважать! Если у школьника возникает какой-то конфликт, он, по примеру отношений в своей семье, пытается мирным путем выйти из этой ситуации.

Но такие хорошие намерения не всегда устраивают других участников разлада. Особенно, если эти дети вынесли из своей семьи агрессивную модель поведения. Конечно, это приводит к огорчению ребенка. Он понимает, что спокойно решить проблему вряд ли удастся, поэтому старается отыскать другие выходы.

Обычно, если у мальчика или девочки возникают проблемные ситуации, например, их кто-то обижает, то первое, что они делают — обращаются за помощью к учителю. Хорошо, если тот не игнорирует такие просьбы. Однако известно, что педагог ни всегда может уделить внимание всем ученикам, а если и помогает, то не всегда сразу.

Родителям о своих школьных проблемах дети тоже не рассказывают откровенно. В конечном итоге, такие дети не видят никакого нормального способа решения вопроса, поэтому прибегают к агрессивным действиям.

А это не решает проблем, а, наоборот, их обостряет. Поэтому мы снова и снова возвращаемся к взрослым, то есть к родителям. Именно они должны постоянно знать все о своих детях и всячески им помогать, одновременно, оставаясь «невидимкой». То есть незаметно корректировать их действия.

В этом видео дополнительная информация: конфликты в школе

Друзья, ждем в комментариях ваши примеры из жизни

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: