Блока «Двенадцать. Особенности композиции поэмы А. А. Блока Двенадцать

КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ А. БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ»

И опять идут двенадцать. А. Блок Александр Александрович Блок - гениальный мастер слова, одним из первых русских поэтов сумевший услышать и перелить в стихи «музыку революции». В поэме «Двенадцать» Блок пытался запечатлеть время такое необычное, бурное и интересное. Поэма состоит из двенадцати глав, это число еще раз повторится в двенадцати революционных солдатах, охраняющих порядок в Петрограде, и в полунамеке на учеников Иисуса, идущего впереди, «хороняся за дома». Поэма удивительно музыкальна: у каждой главы свой ритм и мелодия. Начинаясь бесшабашной русской частушкой: Как пошли наши ребята В красной гвардии служить - В красной гвардии служить - Буйну голову сложить! Через городской «жестокий романс» автор приходит к четкому революционному маршу: ...Вдаль идут державным шагом... - Кто еще там? Выходи! Это - ветер с красным флагом Разыгрался впереди... Поэт высокой культуры и изысканного вкуса, Блок «не боится» включать в свое произведение разговорную лексику простого солдата, старушки, прохожего. Эти слова не экзотические вкрапления, а существенная деталь поэмы. Автор показывает жизнь революционного Петербурга с реальными героями. Вон барыня в каракуле К другой повернулась: - Уж мы плакали, плакали... Поскользнулась И - бац - растянулась. Поэма «Двенадцать» построена на излюбленном блоковском приеме - антитезе. Черный вечер, Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер - На всем божьем свете! Два контрастных цвета, белый и черный, господствуют в поэме. Лишь в конце появится красное знамя. Почему поэт видит революцию двухцветной?! Эта поэма совсем не так проста, как может показаться на первый беглый взгляд. Блок восторженно приветствовал революцию, несущую обновление, а в своей поэме он рисует беспощадный портрет участников и победителей. Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек. Винтовок черные ремни, Кругом - огни, огни, огни... В зубах цигарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз! Никакого романтизма, загадочности. Совершенно определенная характеристика участников - каторжников. Отчего же завораживает читателя повествование? Почему-то веришь, что эти двенадцать создадут необыкновенный, доселе неизвестный мир. Совершенно неожиданно впереди этих бойцов оказывается Иисус, олицетворяющий святость помыслов и самой революции. Позади - голодный пес, Впереди - с кровавым флагом, И за вьюгой невидим. If от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз - Впереди - Исус Христос. Поэма «Двенадцать» на долгие годы стала хрестоматийным олицетворением революции, а ее создатель - большевистским поэтом. Сам Блок не был столь категоричен в оценке этого произведения. Будучи символистом, он и в этой поэме остался верен себе. ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ДВУХ МИРОВ В ПОЭМЕ А. БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ» - Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу! Старый мир, как пес паршивый, Провались - поколочу! А. Блок В 1918 году Александр Александрович Блок создает свое ярчайшее произведение - поэму «Двенадцать», в ней поэт передает «музыку революции», которую сумел услышать и перевести в стихи. Поэма построена на антитезе - противопоставлении двух цветов - белого и черного, двух миров - старого и нового. Черный вечер, Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер - На всем божьем свете! Блок пытается художественно осмыслить и передать в образах те грандиозные свершения, которые творились в те дни на его глазах. Драматическое и напряженное противостояние двух миров он изображает предельно правдиво, не стараясь давать оценку происходящему. Многие очевидцы боятся революцию, проклинают, ждут еще худших времен. Ветер хлесткий! Не отстает и мороз! И буржуй на перекрестке В воротник упрятал нос. А это кто?-Длинные волосы И говорит вполголоса: - Предатели! - Погибла Россия! Должно быть, писатель - Вития... И ОПЯТЬ...ветер веселый И зол, и рад... Это скорее символ перемен, сметающий все ненужное, искусственное и наносное. От северного ветра трудно спрятаться и удержаться на ногах. Он настигает и сносит. Лишь двенадцать могут противостоять напору стихии, потому что сами так же неуправляемы, неудержимы в своей ненависти и непримиримости к старому миру. Злоба, грустная злоба Кипит в груди... Черная злоба, святая злоба... Товарищ! Гляди В оба. Блок не старается приукрасить своих героев, они реальные люди, их душе близка разбойная вольница. В зубах - цигарка, примят картуз. На спину б надо бубновый туз! И революция, по словам поэта, «...это не идиллия». В стихийном движении вперед она сметает на своем пути правых и виноватых, случайной и ненужной жертвой становится Катька, убитая своим любовником Петрухой. Да, жертвы неизбежны и, как правило, нелепы. Несчастный убийца даже погоревать толком не может. Его революционные товарищи сердятся неуместности горя бойца: - Ишь, стервец, завел шарманку. Что ты, Петька, баба, что ль? - Верно, душу наизнанку Вздумал вывернуть? Изволь! - Поддержи свою осанку! - Над собой держи контроль! - Не такое нынче время, Чтобы нянъчиться с тобой! Поэма во многом символическая. Блок описывает реальные события и лица, но не может отказаться от намеков, домыслов, пытаясь максимально точно выразить тот образ, который существует в его воображении, восприятии этого стихийно рождаюпегося из хаоса нового мира. Не поэтому ли в заключении по-МЬ1 впереди двенадцати появляется Иисус Христос - символ святости революции? Правда, сами бойцы далеки от такого понимания своего дела, стреляют «пулей в Святую Русь». И опять появляется символ старого мира - шелудивый пес. Он неотступно идет за патрулем. Они соединены незримой нитью, эту связь трудно уничтожить в единый миг. Концовка поэмы самая необъяснимая и загадочная. Эти двенадцать идут, ведомые Иисусом, в незримую тьму. Что она им сулит? Блок, вероятно, предвидел еще большие жертвы и потери и оказался провидцем. Двадцатый век принес России огромные испытания, которые потребовали от страны напряжения всех душевных и физических сил.

Ц е л и у р о к а: Проанализировать поэму А.А.Блока “Двенадцать”; раскрыть её художественные особенности, показать её полемический характер, психологизм художественного произведения; развивать умение учащихся анализировать, систематизировать прочитанное, делать выводы, обобщать, строить собственные высказывания; развивать наблюдательность, понимать роль художественной детали; содействовать формированию чувства гражданского долга перед страной, понимания общественных процессов, происходящих в наше неспокойное время; прививать интерес к настоящему будущему страны, родного края.

Т и п у р о к а: урок-исследование

М е т о д и ч е с к и е п р и ё м ы: аналитическое чтение поэмы, исследование отдельных её глав.

О б о р у д о в а н и е: портрет писателя, высказывания о поэме “Двенадцать”, план анализа художественного произведения, выставка книг поэта.

Х о д у р о к а

I. Вступительное слово учителя. (слайды 1-4)

Написав поэму “Двенадцать”, Блок воскликнул: “Сегодня я – гений!” “Двенадцать” – какие они бы ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью”, – утверждал поэт. Однако первое прочтение поэмы обычно вызывает даже недоумение, ставит много вопросов (сл. 5)

– Почему поэма названа “Двенадцать”?

– Каков смысл её названия?

– Кто герои произведения?

– Почему Христос? Что значит этот образ в поэме?

– Какие символы присутствуют в произведении?

На эти вопросы мы постараемся ответить, читая и анализируя поэму А.А. Блока, которая и в год создания, и сейчас, спустя 93 года со дня написания, вызвала и вызывает столько разных диаметрально противоположных мнений.

Вообще, “Двенадцать” – парадоксальное произведение. Оно написано в январе 1918 года, то есть по горячим следам. Через два месяца после Октябрьской революции. Осознать значение события современнику было очень сложно – “большое видится на расстоянье”. Поэма удивляла ещё современников Блока. По утверждению В.Маяковского, “одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей”.

“Поэма эта есть, бесспорно, высшее достижение Блока. В основе – крик отчаяния за гибнущее прошлое, но крик отчаяния, который возвышается до надежды на будущее”,– так отозвался о произведении Л.Д.Троцкий.

Сегодня мы, анализируя отдельные главы и строфы, побываем в роли исследователей, ознакомимся с трактованием двух критиков, с двумя взглядами на идейное содержание поэмы А.Блока, на изображение революции в ней. Для этого разделимся на две группы. Одна группа будет представлять взгляды исследователя А.В.Терновского, а другая – С.В.Ломтева. В полемическом споре мы, надеюсь, правильно поймём идейное содержание произведения, уловим суть вопросов, волнующих критиков столь долгое время.

Казалось бы, мы рассматриваем события давно минувших дней, но с тем далёким временем в нашем третьем тысячелетии есть много схожего, общего. Как и в 1917-18 годах, так и сегодня решается судьба великого государства, ведь четвёртого декабря ваши родители должны будут исполнить свой гражданский долг – принять участие в выборах, проголосовать за лучших представителей народа. Перед каждым гражданином в то далёкое время тоже стоял вопрос: с кем идти в будущее, остаться в России или покинуть Родину, сейчас мы также должны сделать правильный выбор, который повлияет на будущее страны и, безусловно, на ваше будущее.

А.А.Блок в 1918 году выполнил свой гражданский долг: он рассказал о том, что волновало, переполняло его, что звучало и жило в нём.

II. Работа над темой урока.

Анализ произведения мы будем проводить по плану, который лежит у вас на партах (сл.6)

1. Творческая история создания поэмы.

А начнём мы с творческой истории поэмы. Интересно узнать, как сам автор отметил этот период в своей записной книжке. (Сообщение ученика)(сл.7)

Из 56-ой записной книжки А.А. Блока

“3 января… К вечеру – ураган (неизменный спутник переворотов)”.
“8 января. Весь день “Двенадцать””.
“11 января… Нет уж, не то время, не та музыка.– Музыка какая (если жёлтое)?”
“15 января… – Мои “Двенадцать” не двигаются. Мне холодно. Неужели дело в
Луначарском или, даже в Ленине? Это же – “конец исторического процесса”…”
“22 января… Звонил Есенин, рассказывал о вчерашнем “утре России” в Тенишевском зале. Газеты и толпа кричали по адресу его, А.Белого и моему: “изменники”. Кадеты и Мережковские злятся на меня страшно. Статья “искренняя”, но “нельзя” “простить”. Господа, вы никогда не знали России и никогда её не любили! Правда глаза колет”.
“25 января… Думы, думы – и планы, столько, что мешают приняться за что-либо прочно. А своё бы писать (Иисус)”.
“27 января… Пишу о “Праматери” в издательстве Сабашниковых. “Двенадцать””.
“28 января… “Двенадцать””.
“29 января… Сегодня я – гений!”
“18 февраля… Что Христос идёт перед ними – несомненно. Дело не в том “достойны ли они Его”, а страшно то, что Он с ними, и другого пока нет, а надо Другого – ? – Я как-то измучен”.

Вывод: (сл.8). Из творческой истории мы узнали о том, что для самого Блока в период её создания очень многое было неясным, во многом поэт не мог разобраться. Однако сомнения всё же не прервали работу над поэмой, более того, создаётся впечатление, что именно в ответ на свои собственные сомнения в том, всё ли так понимает, как того требует время, Блок создал “Двенадцать”.

2. Жанр и стиль композиция поэмы “Двенадцать”.

Прежде чем приступить к анализу, разберёмся сначала в вопросах жанра, стиля и композиции поэмы. (Сообщение ученика)

Вывод: (сл.9) “Двенадцать” – эпическая поэма, она как будто составлена из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро меняющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах. Есть в поэме и лирические мотивы. Автор не является героем поэмы, его позиция проявляется косвенно в том, что и как он изображает; в начальной картине-пейзаже, в конце поэмы. Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. “Слушайте музыку революции”, – призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка.

Учитель : Музыка у Блока – метафора, выражение “духа”, звучание жизни. Музыка эта выражена в ритмическом, лексическом, жанровом своеобразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованными стихами.

3. Почему поэма названа “Двенадцать”? Каков смысл названия поэмы?

Вполне закономерно возникает вопрос, каков смысл названия поэмы? (Сообщение ученика). (сл.10)

Символичным в поэме “Двенадцать” является её название. Это число подобно различным агрегатным состояниям одного и того же вещества, предстаёт перед читателем в самых разнообразных ипостасях. Первое, что бросается в глаза в связи с числом “двенадцать”,– это двенадцать частей поэмы, каждая из которых отличается по ритму, стилистике и содержанию от всех предыдущих и последующих, и, хотя поэма есть последовательное изложение событий, каждая из частей несёт вполне самостоятельную смысловую и эмоциональную нагрузку. Также число “двенадцать” – это полночь, некая граница, рубеж завершённости и начала, смерти старого и рождения нового. Символ цикличности всех процессов и неизбежности перемен содержится и в количестве месяцев в году, которых тоже двенадцать. Однако самым главным символом в поэме, непосредственно связанным с её названием, являются двенадцать красногвардейцев. Первое же упоминание об их количестве заставляет читателя задуматься над смыслом этого числа. Нечто миссионерское царит во всех их действиях, словах, в самом их существовании:

… И идут без имени святого
Все двенадцать вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль.

Эти двенадцать идущих подчинены единой цели. Они верят в праведность идеи, которой они служат. Они, словно крестоносцы, насаждают веру в светлое будущее “огнём и мечом”.

Аналитическое чтение глав поэмы.

– Кто же, кроме двенадцати красногвардейцев, герои поэмы? Давайте прочитаем, какую характеристику даёт им автор, обратим внимание при чтении, какие изобразительные средства помогают автору их ярче описать.

Герои обрисованы лаконично и выразительно.

1. Это образное сравнение:

Старушка, как курица,
Кой-как перемотнулась через сугроб.

(Вития – оратор, красноречивый человек)

2 глава

4. Двенадцать героев составляют один отряд:

В зубах – цигарка, примят картуз.
На спину б надо бубновый туз!

Коротко и ясно – тюрьма по ним плачет, ведь ромб нашивали на одежду каторжникам.

5. Среди них – Петька, “бедный убийца”, повеселевший при напоминании товарищей: “Над собой держи контроль!” (гл.7)

5. Особенности сюжета поэмы “Двенадцать”. (сл.12)

Сюжет можно определить как двухслойный – внешний, житейский: зарисовки с петроградских улиц, и внутренний: побуждение, обоснование поступков “двенадцати”. Один из центров поэмы – конец 6 – й главы: мотив мести, убийства сливается с мотивом лозунгов революции:

Что, Катька, рада? – Ни гу-гу!
Лежи ты, падаль на снегу!
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!

Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы. Ненависть проявляется и как святое чувство:

(гл.1) Злоба, грустная злоба
Кипит в груди…
Чёрная злоба, святая злоба…
И как святотатство звучит в строках: (гл. 2)
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в Святую Русь –
В кондовую
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!

Второй кульминационный центр поэмы – 11 глава:

…Идут без имени святого
Все двенадцать вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…

6. Образы-символы поэмы “Двенадцать”. (Коллективная работа) (сл.13)

Аналитическое чтение поэмы.

Передать всю зыбкость, напряженность душевного состояния героев, все переживания, описать сложившуюся ситуацию помогают образы-символы. Давайте вместе найдём их в тексте.

а) – Ветер, вьюга, снег – постоянные блоковские мотивы – 1 глава;

б) – Символы цвета:

в) – Число “двенадцать”

г) – Пёс безродный – символ старого, отжившего мира.

д) – “Христос в поэме – антитеза “псу” как воплощению зла, центральному “знаку” старого мира. Это самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости”, – так сказал об этом образе-символе критик Долгополов. А другой исследователь утверждал, что “Блок ввёл Христа не как образ церковной традиции, а народного незамутнённого церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не “благословлял” революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!”

7. Как Блок передаёт “музыку революции”? (Работа в группах). (сл.14)

В статье “Интеллигенция и революция”, которую мы изучали, А.Блок призывал всех “слушать музыку революции”. Какие ритмы слышатся в поэме? Это мы должны исследовать прямо сейчас. Задание для трёх групп: определить, какие ритмы слышатся в определённых главах:

8. Полемика вокруг поэмы “Двенадцать”. (сл.15)

Полемика (из французского воинственный, враждебный) – спор, объяснение, разъяснение по какому-либо вопросу.

А теперь, имея представление о сюжете, идейном содержании, героях, символах поэмы, ознакомимся с двумя точками зрения на это действительно талантливое произведение.

1. Поэма “Двенадцать” как венец “трилогии вочеловечения” (сл. 16-17):

Выступление I группы учеников (выступления прилагаются):

2. Поэма “Двенадцать” как изображение гибельного пути России (сл. 18-19).

Выступление II группы учеников (выступления прилагаются).

9. Учитель (сл.20):

Объяснить такой ответ Александра Александровича можно словами К.И.Чуковского: “Он умер сейчас же после написания “Двенадцати” и “Скифов”, потому что именно тогда с ним случилось такое, что, в сущности, равносильно смерти. Он онемел и оглох, То есть он слышал и говорил, как обыкновенные люди, но тот изумительный слух, которым он умел вслушиваться в музыку эпох, как никто, покинул его навсегда. “Музыка ушла”, – написал он в своём дневнике уже в 1918 году. Всё для него стало беззвучно, как в могиле. “И поэт умирает, потому что дышать ему нечем”. Эти строки из воспоминаний дают нам возможность понять, как сложно, а порой трагично складывается жизнь творца – поэта, художника, писателя – так тонко чувствующего и понимающего окружающий его мир.

10. Поведение итога урока, выставление оценок.

Итак, на сегодняшнем уроке мы рассмотрели вопросы жанрового, стилевого своеобразия поэмы, анализировали отдельные эпизоды, полемизировали о содержании произведения, в результате которого каждый сделал какой-то выводу для себя, но согласимся, наверное, все с тем, что поэма “Двенадцать” помогает понять сложное положение в стране в первые недели после революции 1917 года.

В течение урока хорошо работали все. Полученные знания, умение анализировать, сопоставлять – всё вам пригодится во время итоговой аттестации.

А. Блок был очень строг к себе и своему творчеству, но после написания поэмы «Двенадцать» он заявил: «Я сегодня – гений». Действительно, произведение стало вершиной мастерства поэта. Несмотря на то, что на создание его ушло около месяца, произведение совершенно во всем: системе образов, художественных средствах и, наконец, композиции. Композиция в этой поэме – не только внешняя оболочка содержания, но и один из ключей к его пониманию.

Поэма А. Блока состоит из стихов, которые соединяются в единое целое образами революции и красногвардейцев, а также общей идеей. Автор не зря делит произведение на двенадцать частей. Это число является магическим для многих народов, вспомните: 12 знаков Зодиака, 12 месяцев в году, 12 апостолов, 12 евангельских поколений, 12 верховных олимпийских Богов.

Символисты считают, что это число «12» символизировало «философский камень», божественный круг, структуру мировоздания, законченность, четыре стихии. Х.Э. Керлот говорил о том, что оно означает спасение и космический порядок. Исследователи также доказали, что это число имеет круговую природу.

Если рассматривать использование магии числа в поэме А. Блока, можно утверждать, что оно символизирует спасение, ведь апостолы революции пытаются спасти старый мир, привести его новому бытию. Кроме того, в нем кодируется божественное начало, которое особо выразительно проявляется в последних строках в образе Христа. Шествие красногвардейцев, схоже на отчаянные попытки найти «философский камень», чтобы построить новый, совсем противоположный старому мир.

Даже если не вникать в дебри символики числа 12, нетрудно заметить, что деление поэмы на части позволяет автору детально остановиться на главных гранях революционной жизни. Каждый стих поэмы относительно законченный по смыслу. В первых стихотворениях поэт создает образ революции с помощью образов природы и образов старого мира, потом постепенно выводит на сцену следующих героев: Катьку, Ваньку, красногвардейцев, Христа. Каждому герою посвящен стих, а то и два.

Интересна и внутренняя структура стихов. А. Блок играет разными по количеству строк, стихотворному размеру, рифме куплетами. Такой прием позволяет воссоздать стихию революции, ее руины. Чтобы сделать акцент на главных деталях, автор прибегает к повторению строк:

Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить -
В красной гвардии служить -
Буйну голову сложить!

Благодаря таким повторениям, некоторые стихи напоминают строевые песни, которые красногвардейцы напевают на пути к новой жизни. Некоторые куплеты совсем незатейливые – одностишия или двустишия. Они подчеркивают какую-либо деталь или создают звуковой фон революции. Например, автор несколько раз повторяет:

Трах-тах-тах!
Трах-тах-тах...

Композиция поэмы «Двенадцать» сложная, многоуровневая, ее анализ будет неполным без символического контекста.

Цели урока:

  • донести до учащихся основную мысль: поэма «Двенадцать» – сложнейшее символическое произведение, созданное из реалий, из которых складывалась реальная «музыка революции»;
  • развивать и совершенствовать навыки анализа лиро-эпического текста;
  • продолжить коммуникативное развитие личности через организацию деятельностно- творческого общения учащихся.
  • воспитывать культуру ведения диалога, вхождения в социум.

Технология организации обучения: педагогическая мастерская.

Ход мастерской

1-й этап. «Индукция»

– создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Обсуждение смысла эпиграфа.

Слово учителя . Поэма «Двенадцать» обычно производит на читателей шокирующее впечатление как "грубой", предельно сниженной образностью, так и "непонятностью" всего замысла и особенно финала. Чтобы разобраться в образной и композиционной структуре поэмы, ответьте на вопросы:

– Сколько "рассказчиков" в поэме?

– Чем они различаются?

Действия учащихся. Рисуют в тетрадях познавательный объект и составляют вопросы.

2-й этап. «Самоконструкция»

– индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка.

Индивидуальная работа . Ответьте на вопросы и выполните задания.

– Зачем в поэме два рассказчика?

– Как вы их представляете?

– Опишите их или нарисуйте ваши представления о них.

Действия учащихся. Записывают все, что знают о том или ином познавательном объекте.

3-й этап. «Социоконструкция»

– работа учащихся в группах по построению элементов.

1 Работа в парах. Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что у вас получилось. Подумайте вместе над заданием.

4-й этап. «Социализация»

– выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция)

5-й этап. «Афиширование»

– вывешивание работ учеников.

В поэме, кроме реплик действующих лиц, ясно звучат два голоса. Один – тот, кто начинает и заканчивает поэму ("авторский"), – отличается своей торжественной серьёзностью, отсутствием в речи простонародных словечек и "фольклорных" уменьшительно-ласкательных суффиксов. А главное, этот рассказчик умеет видеть невидимое. Это он знает, что ветер не только на улицах Петрограда, но и "на всём Божьем свете". И именно он видит идущего за вьюгой (над вьюгой) Христа. Его "точка зрения" приподнята над обыденностью, вынесена за пределы очевидной реальности.

Другой рассказчик ведёт своего рода репортаж с места событий, его взгляд приближен к точке зрения героев, становясь чем-то вроде несобственно-прямой речи одного из двенадцати красногвардейцев. Он отмечает только "видимую" сторону событий, и речь его заметно "снижена". Такое построение необходимо. Читатели должны попробовать увидеть за видимым – невидимое, за внешностью событий их глубинный смысл.

Дополнительное задание группам.

Слово учителя. Проверим одну гипотезу относительно композиции поэмы. Автор гипотезы Е. Эткинд. Его статья «Композиция поэмы А. Блока «Двенадцать» была опубликована в журнале «Русская литература (1972, №1) и потом искусственно изъята из научного «оборота» по политическим причинам. Переиздана по книге Е. Эткинда «Там, внутри: О русской поэзии 20 века: Очерки». Автор статьи утверждает, что поэма организована по принципу зеркальной симметрии: 12-я глава отражается в 1-й, 11-я – во 2-й и т.д. Посмотрите, есть ли на самом деле переклички (образные, ритмические, смысловые) между этими главами. Выполнять это задание удобно в форме таблицы (или просто разделив тетрадь на два столбца по вертикали).

Задания для групп: Перечитайте главы 1 и 12, 2 и 10, 3 и 9, 4 и 8, 5 и 7, 6 и 7. Найдите переклички (образные, ритмические, смысловые) между этими главами. Оформите в виде таблицы или рисунка.

Выступления групп.

1 группа. 1-я и 12-я главы

Наблюдения 1 глава 12 глава
Образы ветер снег
Вывод: В главах описано движение по городу
плакат флаг
на улицах города сначала людно, потом остаётся один бродяга, никого, есть только голодный пёс
Цвет «чёрный – белый» «красный – белый»
Основной мотив. мотив злобы символ любви.
Вывод: сопоставив две главы (1 и 12), мы пришли к выводу, что автор статьи прав, утверждая, что поэма организована по принципу зеркальной симметрии. Сходство первой и последней глав в том, что обе они построены на контрастах. Поэма начинается антитезой «Черный вечер. Белый снег…» и антитезой завершается:«Позади – голодный пес… Впереди – Иисус Христос.» В главах описано движение по городу, ветер, снег, «охота»на врага. Есть и несовпадающие детали: в первой главе плакат, в последней – флаг; в первой на улицах города сначала людно, потом остаётся один бродяга, в последней – никого, есть только голодный пёс. В первой есть цветовой контраст «чёрный – белый», в последней – «красный – белый»; в первой звучит мотив злобы, в последней появляется Христос – символ любви.

2 группа. 2-я и 11-я главы

Наблюдения 2 глава 11 глава
Музыка Ритм марша (напоминает «Варшавянку»)
Движение 12 человек куда-то идут.
Основной мотив «свобода без креста» «без имени святого»
Образы незримый враг
Различия патруль делает круговой обход все двенадцать идут «вдаль»
Вывод: сопоставив содержание глав (2 и 11), мы пришли к выводу, что автор прав, утверждая, что поэма организована по принципу зеркальной симметрии. В обеих звучит ритм марша (он напоминает «Варшавянку»); в обеих главное – то, что 12 человек куда-то идут; во 2-й – «свобода без креста», в 11-й – «без имени святого»; в обеих упоминается незримый враг.
Различия: во 2-й патруль делает круговой обход, в 11-й все двенадцать идут "вдаль" (то есть круг разомкнут, и путь этот не ограничивается уже одним вечерним обходом).

3 группа . 3-я и 10-я главы

Наблюдения 3 глава 10 глава
Музыка Одинаковый ритм
Движение Действие происходит «внутри отряда»
Основной мотив мотив крови
Голоса «Господи, благослови» «От чего тебя упас // Золотой иконостас».
«Общее звено» «Разрыв» двустишья: «Мировой пожар в крови // Из-за Катькиной любви».
Вывод: сопоставив содержание глав (3 и 10), мы пришли к выводу, что автор прав, утверждая, что поэма организована по принципу зеркальной симметрии. Здесь очень много общего: ритм, вьюга, мотив крови, действие происходит «внутри отряда», в 3-й главе звучит: «Господи, благослови», в 10-й: «От чего тебя упас // Золотой иконостас». Самое же яркое «общее звено»: в процессе работы Блок "разорвал" двустишье: «Мировой пожар в крови // Из-за Катькиной любви». Первая строка осталась в 3-й главе, вторая была вставлена в 10-ю.

4 группа . 4-я и 9-я главы.

Найти в них черты сходства труднее всего. Можно обратить внимание на мотив лихого разгула: в 4-й главке он въяве (не в воспоминаниях) начинается, в 9-й – заканчивается ("гуляй, ребята, без вина"). В 4-й "старый мир" явлен в образе летящего лихача и восторженной парочки – Катьки и Ваньки (вызывающей у красногвардейцев и злобу, и зависть). В 9- й тот же "старый мир" – это буржуй и пёс (совсем другая парочка и совсем другое отношение). Эта «кристаллизация» образа старого мира поразительно переведена в зрительную метафору в иллюстрации Ю.Анненкова: герб на вывеске, спина буржуя и нос пса отбрасывают одну общую тень. В ноябре 1918 года поэма «Двенадцать» с иллюстрациями Анненкова вышла тиражом 300 экземпляров, который разошелся по предварительной подписке. Издание имело успех, и было издано еще 10 тысяч экземпляров. Из письма Блока Анненкову: «Многоуважаемый Юрий Павлович. Рисунков к «Двенадцати» я страшно боялся и даже говорить с Вами боялся. Сейчас, насмотревшись на них, хочу сказать Вам, что разные углы, части, художественные мысли - мне невыразимо близки и дороги, а общее - более, чем приемлемо,- т.е. просто я ничего подобного не ждал, почти Вас не зная…»

5 группа. 5- я и 8-я главы

Наблюдения 5 глава 8 глава
Музыка Городской романс и хороводная, объединённые мотивом крови
образы Нож
Основной мотив Мотив мести, спровоцированной Катькой.
Важнейший мотив Мотив надрыва и тоски, сердечной «скуки».
Вывод: сопоставив содержание глав (5 и 8), мы пришли к выводу, что автор прав, утверждая, что поэма организована по принципу зеркальной симметрии. Две песни (городской романс и хороводная), объединённые мотивом крови; в обеих главах упомянут нож; в обеих – мотив мести, спровоцированной Катькой, причём месть эта и ненависть соединяются с ненавистью классовой – к офицерам и буржуям; в обеих есть мотив надрыва и тоски, сердечной «скуки». С 8-й главы и этой скуки начиналась вся поэма. Этот мотив важнейший.

6 группа. 6-я и 7-я главы

Вот, наконец, та грань, которая разделяет поэму на зеркальные половинки. В 6-й главке Петруха убивает Катьку, и на этом заканчивается его прежняя жизнь (личная, страстная). В 7-й отряд предлагает ему отречься от старой любви (как от «старого мира») и двинуться к какой-то новой цели («вперёд, вперёд, рабочий народ»). Именно здесь патрульный обход (сопровождающийся и грабежами, и убийством) начинает превращаться в символическое державное шествие к какой-то таинственной цели, а расправа с личными обидчиками – становится «охотой» на незримого врага.

Итак, мы увидели, как частная история (любви, ненависти, мести) и рядовой патрульный обход в символическом преломлении превращается в некое шествие, которое длится «дни и ночи напролёт», и в таинственное единоборство с неким «незримым врагом», скрывающимся за вьюгой, тьмой и флагом. Однако смысл этого символического действа по-прежнему остаётся неясным.

6-й этап. «Разрыв»

– внутренне осознание участниками Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому.

Действия учащихся . Закрепляют и применяют полученные знания. Происходит «проверка» правильности выдвинутой гипотезы.

7-й этап. «Рефлексия»

Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение главы (на выбор) поэмы.

Как мы понимаем идею художественного произведения? Ведь ни один автор не высказывает ее напрямую, как, например, в публицистике. Понять то, что хотел сказать автор, помогает весь строй художественного произведения: и система образов, и развитие сюжета, и, конечно, композиция. Мы попробуем доказать это на примере поэмы А. Блока «Двенадцать».

Одним из композиционных приемов, которые использует А. Блок, является совмещение реального и символического планов. Так, например, образ ветра. С одной стороны, ветер как примета зимы 1918 года, а с другой стороны, «ветер веселый» олицетворяет собой революцию, которую А. Блок воспринимал как стихию. Приведем еще один пример. Известно, что отряды, патрулировавшие Петроград 1918 года, состояли из двенадцати человек. В то же время число «двенадцать» отсылает нас к библейскому сюжету о двенадцати апостолах. Поэтому можно говорить о том, что двенадцать красногвардейцев в поэме - это не только историческая примета времени, но и образ глубоко символичный.

Еще один художественный прием - кольцевая композиция поэмы. Поэма состоит из двенадцати глав, что также не случайно.

I и XII главы соотнесены между собой. В I главе происходит сужение реального пространства. Сначала это весь мир:

Ветер, ветер -
На всем Божьем свете!

Но постепенно появляются здания, социальные приметы времени (лозунг «Вся власть Учредительному Собранию»), наконец, отдельные прохожие: старушка, «буржуй на перекрестке», «товарищ поп» и другие. Канат между зданиями как бы стягивает реальное пространство.

В последней же главе происходит обратный процесс: пространство начинает расширяться. Причем расширяется не только реальное пространство (из-за вьюги пропадают очертания домов, конкретные детали, характеризующие город), но и символическое. На наших глазах паршивый пес превращается в символ старого мира:

- Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пес паршивый,
Провались - поколочу!

Действие остальных глав заключено в строгие рамки городских улиц: патруль из двенадцати человек идет по Петрограду.

А. Блок прибегает к сужению пространства, чтобы как можно более полно и объемно показать ту жизнь, которой живет страна после революции.

Расширение же символического пространства автор использует, чтобы событиям, происходящим во внутренних главах, придать вселенский масштаб, а также ввести образ Христа, с которым связана главная идея поэмы: революция воспринимается А. Блоком как дверь в светлое будущее.

В мировой литературе образ Христа является воплощением чистоты, добра, гуманности. Поэтому мы можем рассматривать заключительную сцену как раскрывающую антитезу, данную в I главе. («Черный ветер. Белый снег»):

...Так идут державным шагом -
Позади - голодный пес,
Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
...И от пули невредим
В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос

Образ Христа является выражением того белого цвета, который мы заметили в самом начале произведения, воплощением светлого будущего, к которому, по мысли А. Блока, ведет революция. Но это будущее пока не видно за вьюгой, за беспорядком, хаосом революционных дней. Отряд - это двенадцать апостолов революции. А голодный пес - символ всего темного, что остается в старом мире, за дверью, за спинами этих солдат.

Однако может озадачить кровавый флаг в руках Христа- не просто красный, а именно кровавый. Чтобы понять мысль А. Блока, нам опять-таки следует обратиться к композиции произведения.

Композиционным центром поэмы являются VI и VII главы. В VI главе происходит убийство Катьки. Глава стилистически сумбурна, много возгласов, многоточий, но все перекрывает один призыв:

Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!

А в VII главе мы видим раскаяние убийцы, появляется лирический мотив воспоминания, но в конце уже звучат залихватские крики:

Эх, Эх!
...Позабавиться не грех!
Отмыкайте погреба -
Гуляет нынче голытьба!

А. Блок показывает, что пролитие крови - событие повседневное для того времени. Нельзя, конечно же, говорить, что автор одобряет пролитие крови. Христос, по мысли А. Блока, принимает на себя всю кровь, пролитую в эти дни, дни революции, поэтому у него в руках кровавый флаг.

Еще один композиционный прием- постоянно меняющийся размер стиха. Этот прием служит для того, чтобы точно передать хаос, царивший в это время в Петрограде. В поэме звучит и мотив марша («Вперед, вперед, рабочий народ!»), и частушки («Эх, эх, попляши! Больно ножки хороши!»), и романса («Не слышно шуму городского...»), и панихиды («Упокой, Господи, душу рабы твоея...»).

В своей работе мы остановились лишь на тех композиционных приемах, которые, на наш взгляд, наиболее ярко выражают замысел автора. Но даже они убедительно доказывают, что композиция несет важную смысловую нагрузку к играет одну из главных ролей в раскрытии идейного содержания художественного произведения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: