Развитие тактильных ощущений и мелкой маторики

Развитие тактильных ощущений и мелкой маторики

 

 

Дик Нина Николаевна

педагог дополнительного образования

 

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познаёт мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность: ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.

Не обязательно быть специалистом в области детской психологии или физиологии, чтобы заметить, какое огромное значение для развития ребёнка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения. Прикосновение к материнской груди, попытки ухватить погремушку, дотронуться губками, ручками, ножками до любого незнакомого предмета – важнейшие, естественные движения малыша. Рука, пальцы, ладошки – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Тактильные ощущения позволяют мысленно сравнивать различные поверхности.

Чем тоньше тактильные ощущения у ребёнка, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление.

Самые распространённые тактильные ощущения – это мануальные (ручные). Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно ещё в Китае во II веке до н. э. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

По подобию китайских упражнений для ладоней с каменными и металлическими шарами, в своей практике я использую деревянные и пластиковые шарики. Популярность подобных занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные занятия с шарами улучшают память, умственную способность, устраняют эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

 Также использую упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами, которые широко распространены в Японии, и перекатывание между ладонями и фалангами пальцев шестигранного карандаша, оказывающие прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие на организм человека.

При обучении игре на музыкальном инструменте важную роль играет комплексное развитие природных данных ученика. Мы рассмотрим только 2 фактора, позволяющие наиболее полноценно осваивать игру на инструменте – мелкая моторика и тактильные ощущения.

В большинстве своём предложенные далее упражнения развивают и тактильные ощущения, и мелкую моторику тесно взаимосвязаны.

Мелкая моторика – это хорошая работа пальцев рук. А развитие движений пальцев рук тесным образом связано с нормальным развитием речи. Это определяется расположением в головном мозге моторной речевой зоны, которая практически является частью двигательной области. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

Из своего опыта могу сказать, что дети, которые могут достаточно свободно выразить свою мысль словами, имеют меньше затруднений в процессе обучения.

Предлагаю несколько упражнений на развитие тактильных ощущений и мелкой моторики.

Упражнение №1 «Поймай игрушку». Педагог касается мягкой игрушкой разных частей тела ребёнка, а ребёнок с закрытыми глазами определяет, где игрушка. С помощью такого упражнения учим строение руки (пальцы, кисть, запястье, предплечье, плечо), а так же части тела: рука, нога, спина, грудь.

 Вариант: использование перчаток разной жёсткости. Их можно применять на освоение звукоизвлечения, правильной посадки за инструментом. Например – мягкий звук – дотронуться мягкой перчаткой и, наоборот; при исправлении посадки и удержания инструмента в местах, нуждающихся коррекции, дотронуться жёсткой перчаткой. При правильной посадке похвалить поглаживанием мягкой перчаткой.

Упражнение №2 «Угадай на ощупь». Ученику предлагается на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы. На начальном этапе различаем железное и деревянное: старые струны, ключи, деревянные шарика, кубики, линейки. Действие осуществляется, желательно с закрытыми глазами, обучающийся описывает предмет – какой он на ощупь, на что похож, какой звук может издавать.

По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатные, гладкие, пушистые и т. д. В своей работе я использую пластилин разный по фактуре, солёное тесто, массу для лепки. Лепим из данных материалов образы: скрипичный ключ, нота, инструмент, шарики, колбаски. Совмещаем различный материал в одном изделии. Дополнительное задание – работать только подушечками пальцев, фалангами, ладонью.

Детям очень нравятся пальчиковые краски. При работе с ними закрепляем понятия «подушечки пальцев», «фаланги». Рисуем музыку, тишину, настроение, штрихи.

Упражнение №3 «Верёвочка». Для работы нужны отрезки верёвочек различной длины, фактуры, цвета. Задание: связать отрезки в длинную верёвочку с наименьшими концами. Завязывать только пальцами.

Упражнение №4 «Что внутри?». Ученику предлагают воздушные шарики, внутри которых различные наполнители: вода, песок, горох, различные крупы (манка, рис, греча и т.д.). Шарики с каждым наполнителем должны быть парными, но лучше разных цветов. Обучающийся должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

Упражнение №5 «Угадай предмет по контуру». Ребёнку завязывают глаза и дают вырезанную из картона фигуру. В нашем варианте это элементы нотного письма. Ребёнок угадывает предмет. Убрать фигуру, развязать глаза и попросить по памяти нарисовать её, сравнить рисунок с контуром, можно обвести фигуру. Для разнообразия при изготовлении фигур использовать различный материал: вата, фетр, бархатная бумага.

Упражнение №6 «Отгадай-ка». На спине ученика обратной стороной карандаша или пальце пишем цифру, букву, знак нотного письма. Ребёнок должен определить, что это за символ. Чаще применяю это упражнение на групповых занятиях.

 Упражнение №7 «Ловкий карандаш». Это манипуляции с не подточенными карандашами или палочками: а) зажать карандаш между соседними пальцами и совершать им колебательные движения; б) удерживать равновесие карандаша, положенного на вытянутый палец. Как вариант можно использовать деревянные пластинки.

Упражнение №8 «Хваталочки». Используются игрушки с антистрессовым наполнением. На маленьких игрушках отрабатываем постановку игрового аппарата и его развитие. На игрушках побольше – цепкость. Резко передать из одной руки в другую игрушку и цепко её схватить, используя понятия подушечки, фаланги.

Представленные упражнения являются далеко не исчерпывающими, но помогают педагогу разнообразить и качественно улучшить образовательный процесс.

 

Список источников:

1.    http://nsportal.ru/ Консультация по теме «Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей». Социальная сеть работников образования.

2.    http://nsportal.ru/ Методическая разработка по теме «Консультация для родителей. Влияние тактильных ощущений на развитие речи»

3.    http://adalin.mospsy.ru/ Пономаренко А. Сенсорное развитие детей.

4.    http://nsportal.ru/ Самойленко М. Г. Методическая разработка на тему «Консультация для воспитателей».

 

Дата последнего обновления страницы 15.01.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»