Решение проблемы сценического волнения у обучающихся

Решение проблемы сценического волнения у обучающихся

 

 

Ламберт Лариса Викторовна

педагог дополнительного образования

 

Проблема сценического волнения – одна из наиболее актуальных, жизненно важных для музыкантов-исполнителей. Сталкиваясь с ней впервые ещё в младших классах, многие ученики не перестают ощущать ее остроту вплоть до завершающих этапов своей учебы.

Проблема адекватного поведения на сцене напрямую связана с непосредственной исполнительской практикой. В среде музыкантов - профессионалов эта проблема рассматривается с конца XVII века. Она включена многими методистами в свои работы о воспитании музыканта. И сегодня эта проблема по-прежнему значима для множества исполнителей на различных инструментах, педагогов, учеников, т.к. именно психологические подходы к ее решению недостаточно разработаны и не систематизированы.

Многие факты из истории исполнительского мастерства подтверждают, что даже самый опытный музыкант не застрахован от провала на сцене, если он не готов к исполнению. Уровень подготовки зависит не только от умений или одарённости ученика, но и от того, что происходит с ним до начала исполнения, от его способа реагирования на сценическую ситуацию, которая всегда остается повышенным стрессовым фактором.  

Такие симптомы, как тряска рук, губ, дрожь в коленях, отказ голоса или слуха, неспособность сосредоточиться на исполнении произведения, просто боязнь выходить на сцену, являются основными проявлениями синдрома сценического волнения.

Как правило, маленькие дети любят выступать. Но как только  они  начинают осознавать, что  их действия на сцене могут быть оценены другими людьми, сидящими в зрительном зале, у многих детей возникает психологический дискомфорт, а зрительный зал постепенно превращается для них в источник стресса.

Большинство психологов и педагогов-практиков сходятся в том, что первое проявление симптомов сценического волнения дает о себе знать в возрасте 10-11 лет, и данная возрастная категория в этом смысле считается типовой.

Чтобы исключить сценические срывы и снизить тревожность, необходимо начинать сценическое воспитание будущего музыканта-исполнителя с самых первых дней  обучения.

Существует точка зрения, что музыкант-исполнитель, часто и успешно выступавший в детские годы, обладает большей профессионально-психологической устойчивостью в дальнейшем, проще справляется с эстрадным волнением, поэтому подготовка будущего музыканта к сцене должна вестись уже в начальный период обучения.

Нельзя сравнивать успешность того или иного открытого выступления ученика и его профпригодность. Возможны ситуации, когда одаренный музыкант терпит сценическое фиаско; а бывают такие ситуации, когда неплохо показать себя может учащийся не слишком яркой одаренности. Сценой проверяется все: и природные музыкально-исполнительские данные, и «технический» потенциал, и устойчивость психики. Некоторые психологи рассматривают концертное выступление  как «итоговую деятельность в экстремальных условиях», поскольку сценическое волнение может стать «камнем преткновения»  для  любого музыканта-исполнителя, в том числе,  и для начинающего.

Анализируя проблему сценического волнения, педагоги-музыканты отмечают, что многое здесь зависит от психологии исполнителя, типа его нервной системы,  умения настроить себя на успех, силы воли. Для правильной подготовки выступления нужно определить особенности личности ребёнка. А для этого требуется психологическая помощь. Необходимо исследовать свойства нервной системы ребенка, его память, мышление, реакцию темперамента и других индивидуальных особенностей.  По сути это – работа для  специалистов-психологов

Ценные советы по психологической подготовке исполнителей  можно отыскать  в книгах, статьях, методических разработках выдающихся музыкантов и педагогов – Л.А.Баренбойма, Д.Д.Благого, Г.М.Когана, Г.Г.Нейгауза, и др.

В их работах предлагаются обобщенные результаты поиска наиболее универсальных способов, направленных  на снижение уровня сценического волнения учащихся, не зависимо от их специализации.

Каковы же причины сценического волнения и как их преодолеть. Часто бывает так, что произведение хорошо выучено, а при выходе на публику из-за волнения, страха сыграно не так, как хотелось. Как с этим бороться?

Чаще всего ученик, находясь на сцене,  сосредоточен не на исполнении произведения, а на том, как он выглядит, ведь все смотрят на него. Часто волнение сопровождается мыслями типа: «Что обо мне скажут другие?», «Как я сыграю?», «Каковы будут оценки моей игры?» и т.д., и т.п. Это состояние как раз и отвлекает его от того на что должно быть направлено все его внимание, от исполнения произведения.

Самоконтроль у детей, как правило, не развит, они не знают, какими внутренними приемами можно несколько успокоить себя, как вести себя на сцене, не знают, как сесть, что делать в моменты пауз, в перерывах в игре. Это тоже может стать причиной волнения.

И все-таки основная проблема заключается в умении и способности ученика сосредоточиться на исполняемом произведении. Способность самососредоточения - это наиболее эффективный  метод борьбы со сценическим волнением. У детей музыкально одарённых, этот дар проявляется в какой-то мере интуитивно. Но это не значит, что его не надо развивать.

Объектом внимания педагога и учащегося должен быть режим дня накануне выступления, то, как ребёнок проводит время перед выступлением, сколько времени он отводит для занятий, которые должны быть регулярными и достаточными по времени.

Ещё одна из первопричин сценического волнения – это боязнь музыканта забыть текст. Волнуются, потому что боятся забыть; и забывают именно потому, что чрезмерно волнуются.  В результате сознание затуманивается, мысли путаются, ослабевает слуховой контроль и контроль за движениями рук и пальцев.  Теряется самообладание, ученик допускает неточности, не свойственные ему при обычном исполнении.

Волнение отражается на темпе, качестве звука, чистоте текста, выразительности. Провалы в памяти на сцене не всегда являются результатом недостаточной выученности текста.  Действует успокаивающее на психику ученика и является гарантом от капризов памяти на сцене хорошо выученный материал.

Важно уметь помочь юному музыканту совладать с причиной сценического волнения. Неплохой эффект дают приемы самовнушения. Нужно внушить ученику уверенность в своих силах. Это входит в обязанности  педагога. Именно так и следует настраивать ученика, это лучший метод борьбы со сценобоязнью.

Педагоги-музыканты, профессора Московской консерватории рекомендуют  различные приемы и способы само воздействия,  которые при умелом использовании помогут ученикам преодолевать сценическое волнение.

Очень полезно, занимаясь, силой воображения представить себя на сцене заполненного зрителями концертного зала, внушить себе состояние творческой взволнованности и в этом психологическом состоянии исполнить всю программу. Такую репетицию следует проводить тогда, когда произведение выучено, и ни в коем случае не анализировать своё самочувствие во время игры. Всё внимание должно быть сосредоточено на создании художественного образа произведения.

Выбирая те или иные приемы психологической подготовки, необходимо учитывать индивидуальные особенности психики ученика. Сценическое волнение на всех действует по-разному.  Чтобы успешно воздействовать на то или иное эмоциональное состояние, музыканту необходимо его осознать, дать ему название, оценить. Какие существуют психологические типы:

Исполнители-флегматики с сильной инертной системой нервной деятельности чаще впадают в состояние «творческой апатии». Инертный человек проявляет леность, вместо того, чтобы приступить к важному делу, зачастую переключает внимание на дела посторонние (в данный момент не актуальные).   У инертного человека много времени уходит на то, чтобы «раскачать» себя, привести себя в рабочее состояние и приступить к делу

Исполнители-холерики, имеющие сильный неуравновешенный тип нервной системы артистичны, стремятся играть ярко и выразительно. Тяжело переживают неудачи.  Они чаще других испытывают сценическое состояние, напоминающее «предстартовую лихорадку». Ко всему новому холерик привыкает легко и быстро, но устойчивые навыки формируются у него долго и с большим трудом.

Исполнители-сангвиники. Неудачи переносят относительно легко, быстро адаптируются к непривычным условиям работы, полны творческих сил, охотно выступают, но им быстро приедается музыкальное сочинение, даже то, которое сами выбрали. Легко управляют своей работоспособностью, которая обычно очень высокая не зависимо от внешних и внутренних причин. Привычки у него образуются быстро и легко, а сформированные навыки закрепляются и долго сохраняются.

Исполнители-меланхолики со слабым типом нервной системы сильнее других  страдают от нездоровых форм сценического волнения. Неудачи переживают чрезвычайно болезненно. Умственные способности меланхолика обычно столь же хорошие, сколь и неустойчивые. Он с одинаковой легкостью и быстротой схватывает материал и забывает его.

Трудно вывести одинаковые для всех «рецепты» психологический подготовки к публичному выступлению.

Если же  говорить о некоем универсальном приеме подготовки к выступлению, то это добросовестность предварительной работы, когда исполнитель делает на сцене все, что ему нужно, даже находясь не в очень хорошем состоянии духа и плоти.

Ошибка, которую допускают многие, состоит в попытках «бороться» с волнением, старание подавить страх только ухудшает положение. Вместо того, чтобы зацикливаться  на неприятных воспоминаниях о неудаче, лучше вспомнить те  случаи, когда  ученик выступал с особым успехом. Только приятные эмоции вытеснят страхи.

Какие условия необходимы для создания стабильности при выступлении на сцене? Все эти приемы помогают учащимся в преодолении сценического волнения с помощью педагога, хорошо бы самих  детей включить в поиск таких средств, для них хорошо подходят  игровые технологии. 

Игра «Надуй шарик»  

Чтобы снять волнение перед выступлением  или усталость на уроке, можно сделать простую  дыхательную гимнастику. Ребенку нужно представить себе «цвет шарика». Если детей  несколько, то можно вспомнить о цветах радуги. Мысленно «шарик надувается»  медленно, через нос, как насосом.  Руки положить  на живот, чтобы почувствовать, как он «надувается».

А затем медленно, можно со счетом глубоко вдохнуть («надуть шарик, который находится внутри»).  При этом представить, как меняется  вид и цвет шарика, задержать дыхание, а  затем медленно выдыхать воздух со звуком «Ш-ш-ш-ш». Повторить  2-3 раза. Обсудить, какие появились ощущения. После упражнения нужно представить темп, характер  произведения,   глубоко вздохнуть и можно выходить на сцену.

Упражнение «Погружение»

Нужно представить, что ты нырнул в воду. Находясь в воде, подумать о чем-нибудь еще? (Например, о сладком мороженом…).

Задача заключается в том, чтобы научиться, точно так же погружаться в исполняемое произведение, контролировать каждый звук. Все мысли должны быть направлены только на качество исполнения. Не позволять, себе думать ни о чем другом. К каждому звуку нужно относиться так, словно ты несешь чашу с водой и стараешься, не проронив ни капли, донести эту воду людям, которые в ней очень нуждаются.

Упражнение «Прислушайся к себе»

Установка: В процессе работы над музыкальным произведением, при  создании музыкального образа, нам часто приходится фантазировать.

В течение 30 секунд нужно представить, что вокруг вас абсолютно никого нет и полностью сосредоточиться на своих ощущениях.

Прислушайтесь к своему дыханию, к тому, как бьется ваше сердце, какое у вас настроение, при этом необходимо закрыть глаза.

Как только вы почувствуете, что полностью справились с заданием, не открывая глаз, нужно поднять руку. Теперь откройте глаза. Запомните ваши ощущения.

(Если возникли трудности, значит нужно потренироваться. Выполнив упражнение несколько раз, вы обязательно научитесь хорошо чувствовать свое внутреннее состояние)

Для учащихся с завышенным уровнем сценического волнения можно предложить следующие дополнительные меры.

Вышеуказанные способы и меры способствуют формированию положительного отношения учащихся к музыкально-сценической деятельности, что уже само по себе является  барьером  для  стрессовых ситуаций. Но все они требуют присутствия  и участия в них педагога.

   Итак, универсальных «рецептов» для преодоления негативных форм сценического волнения не существует. Успех достигается легче, если педагог знает и учитывает структуру сторон личности ребенка, формирующих сценическое состояние. Конечно, существует немалое количество рекомендаций к подготовке сценического выступления от многих выдающихся педагогов и исполнителей. Главное, что должен понять начинающий музыкант: сценическое выступление – это не только испытание нервной системы на прочность, но и радость от общения с публикой; творческое вдохновение и профессиональный рост. Чем чаще выходишь на сцену – тем больше проявляется уверенности, ибо: сцена – лучшее лекарство от волнения. Музыкантам, прилежно занимающимся на инструменте, но испытывающим страх перед сценой, я предлагаю внимательно отнестись к словам немецкого писателя XX столетия  Альбрехта Шеффера: «Лодке в гавани безопаснее, чем в море, но она не для этого строилась».

 

 

Дата последнего обновления страницы 15.01.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»