ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ К КОНЦЕРТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ К КОНЦЕРТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ

 

 

Методическая разработка

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ К КОНЦЕРТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ»

 

Жуланова Е.В.,

педагог дополнительного образования

 

 

Концертное выступление обучающихся является одним из сложных видов деятельности. Оно предполагает владение определенным комплексом теоретических знаний и практических навыков, требует постоянного музыкального, интеллектуального, артистического совершенствования. Практический опыт замечательных исполнителей многих поколений привел к целому ряду теоретических обобщений. Но сколько исполнителей – столько неповторимых индивидуальностей. Эта область искусства находится в постоянном развитии. В последнее время особое внимание стало уделяться изучению психологических сторон деятельности исполнителя. Одной из проблем, которая представляет интерес, является проблема формирования эмоционально-волевых качеств в повседневной работе с учащимися и подготовка их к концертному выступлению.

 

          От  успешности  публичных  выступлений  зависит  зачастую  будущее юных  музыкантов, поэтому важной задачей педагога является оказание профессиональной помощи для решения  всего  комплекса  проблем,  связанных  с  данным  видом деятельности. Проблемы с которыми могут столкнутся молодые исполнители  группируются  в  двух  основных  блоках: профессиональном  и  психологическом.  Первый  из  них  представлен  преимущественно художественно-интерпретаторскими  и  профессионально-техническими  аспектами: насколько  исполнение  соответствует  авторскому  замыслу;  дает  ли  оно  основания говорить о его художественной содержательности, глубине и творческой убедительности; удовлетворяет ли в «техническом» отношении и т.д.

Бесспорно,  качественная  подготовка  к  выступлению  является  основой профессионализма  музыканта-исполнителя  и  одним  из  главных  условий  успешности концертной  деятельности.  Однако  помимо  профессиональных  задач  в  музыкальном исполнительстве  существует  и  другой  не  менее  важный  аспект    психологический. Именно  он  и  составляет  второй  блок,  непосредственно  связанный  с  психологической подготовкой  исполнителя  к  публичному  выступлению,  которая  предполагает  волевую саморегуляцию музыканта, основанную на объективном контроле собственных действий, гибкой  коррекции  их  по  мере  необходимости.  Психологическая  подготовка  означает  способность  исполнителя  успешно  осуществлять  свои  творческие намерения в стрессовой ситуации выступления перед аудиторией. К  сожалению, в  учебном процессе подготовке  такого  рода  в  силу  разных причин уделяется  значительно  меньше  внимания,  нежели  собственно  исполнительской, профессионально-технической  готовности  к  выступлению,  хотя  для  молодых, малоопытных музыкантов она особенно важна.

 

Таким  образом,  перед  юным музыкантом  стоит  целый  ряд  задач  как профессионального,  так  и  психологического  характера,  но  только единство  этих  двух  составляющих  может  создать  общее  состояние  готовности исполнителя,  особенно  начинающего,  к  выходу  на  сцену.  Отсутствие  у  подавляющего большинства  обучающихся  знаний  о  способах  и  приемах  подготовки  к  публичному выступлению препятствует планомерному развитию их профессионального мастерства и успешной творческой реализации в исполнительском искусстве.

 

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ

По  своим  характеристикам  публичные  выступления  музыкантов,  впрочем,  как  и выступления  актеров,  ораторов  и  спортсменов,  относятся  к  стрессовым  ситуациям. Главным  стрессором  для  них  является  зрительный  зал,  осознание  того,  что  каждое  их действие  прослеживается  и  оценивается  другими  людьми.  Поэтому  в  любой  сфере человеческой  деятельности,  которая  осуществляется  в  присутствии  публики  и  для  нее, перед  выступающим  возникают  трудности  психологического  порядка.                  

Выступление музыканта перед аудиторией также сопряжено с особыми условиями, проистекающими из публичности  и  итога  данного  мероприятия,  из  самого  факта,  что  исполнитель находится в фокусе внимания слушателей. Зачастую  публичные  выступления  становятся  настоящим  испытанием  «на прочность»  даже  для  концертирующих  исполнителей,  признанных  мастеров  сцены,  не говоря  уже  о  воспитанниках  музыкальных  учебных  заведений. 

Многие  специалисты полагают, что важно понимать генезис и психологическую природу подобных состояний, их  происхождение  и  сущность.  На практике справится с концертным волнением, удается далеко не всегда и не всем. Значительно важнее уметь реально воздействовать  на  состояния  стресса,  нервного  возбуждения,  иными  словами,  владеть механизмами  саморегуляции  и  самоконтроля,  быть  способным  адаптироваться  к экстремальным  условиям. В то же время неспособность владеть навыками  саморегуляции  и  самоконтроля  дает,  как  правило,  сугубо  отрицательный эффект, вплоть до разрушительного влияния на деятельность.

Можно  выделить  основные,  генетически  первичные  причины  сценического волнения  учащихся-музыкантов,  имеющего  деструктивные  последствия.  Во-первых,  действия  исполнителя  происходят  «на  публике»,  подобная  ситуация почти  всегда  сопряжена  с  волнением,  с  сильным  нервно-психическим  напряжением. Далее, результаты выступления прямо и непосредственно связаны с  их  профессиональной  будущностью,  дальнейшей творческой карьерой. Наконец,  к  причинам,  ощутимо  влияющим  на  нервно-психическое  состояние музыканта,  следует  отнести  и  группу  так  называемых  «эгофакторов», имеющих отношение к  таким характерологическим качествам и свойствам человека, как самолюбие,  амбициозность  и  т.п.  Музыкант-исполнитель  не  может  оставаться безразличным к  тому, как его оценивают одноклассники,  какова  его  собственная  самооценка    и  все  это  вместе  взятое может вызвать соответствующие реакции со стороны психики.

Сценическое  волнение  проявляется  в  различных  видах  и  формах.  Оно  может обнаруживаться  в  виде  страха,  панического  состояния;  может  трансформироваться  в подавленное расположение духа, апатию, безволие, неверие в свои силы и  т.д. В других случаях, напротив, волнение вызывает в человеке празднично-приподнятые, возбужденно-радостные чувства. Нередки также резкие смены-перепады душевных состояний, сложные сочетания и контрасты эмоциональных красок.

 

Волнуются практически все люди, выходящие «на публику», но одни располагают достаточными  волевыми  ресурсами  для  решения  поставленных  задач,  другие  же,  по причине  слабой,  ненатренированной  воли  теряются  и  терпят  неудачу. 

 

Таким образом, мой педагогический и большой опыт концертных выступлений показывает, что работать  над закалкой  воли  необходимо  с  такой  же  последовательностью  и  настойчивостью,  с которыми  ведется  работа  над  освоением нового репертуара, развитием  технических  умений  и  навыков. 

По утверждению известного пианиста Г.Р. Гинзбурга,  неудачи  и  срывы  на  эстраде  зачастую  происходят  не  столько  от недостатка «исполнительской  техники», сколько от недостатка «исполнительской воли» [3]. Осознание  того,  что  он, исполнитель,  не  имеет  права  на  ошибку,  на  технический  сбой  действует  угнетающим образом на внутреннее состояние музыканта. Боязнь забыть текст, остановиться во время игры  также  выступает  в  качестве  стрессора,  имеющего  следствием  соответствующее нервно-психическое состояние.

 

В своей педагогической деятельности для закрепления и проверки выученности нотного текста, применяю такую форму работы, как проигрывание произведения с любого музыкального построения.  Предлагаю обучающимся для запоминания текста  мысленно, беззвучно «проигрывать» произведение сначала по нотам, а затем не глядя в них. Музыка должна звучать лишь в слуховых представлениях ребенка. Такая форма запоминания нотного текста не только тренирует память, но и развивает гармонический слух. Если обучающийся смог таким способом «проиграть» всё произведение от начала до конца, то можно быть уверенным, что текст прочно выучен.

 

Педагогами  «Детского центра культуры» создаются условия  для различной  творческой  деятельности обучающихся. В связи с этим,  в центре   стало традиционным проведение ежегодного конкурса инструменталистов:  «Консонанс», различных праздничных мероприятий и концертов «Посвящение в Центровцы» «Новогодний фейерверк», «Весенняя капель», «Танцующие пальцы», где обучающиеся выступая перед аудиторией, могут потренировать свою волю.  Выступления на концертах перед родителями добавляет юным музыкантам уверенности в своих силах. Благоприятная и психологически комфортная атмосфера этих мероприятий положительно влияет на эмоциональное состояние участников. Выступления являются подготовительным и отборочным этапом  для участия в конкурсах различных уровней.  

 

 

В Центре культуры педагогом применяются  такие формы публичных  выступлений, как:  классные  концерты,  тематические  музыкальные  вечера, просветительские  концерты в школах, мероприятия. При этом важно, чтобы динамика профессионального роста каждого обучающегося  непрерывно  фиксировалась  педагогом    от  выступления  к  выступлению  на протяжении всего периода обучения.

 

Большую роль в продвижении ученика играет правильный подбор репертуара. Разучиваемая музыка должна нравиться, вызывать живой, непосредственный отклик. Заинтересованность чаще всего появляется в ходе занятий в том случае, когда у обучающегося, благодаря указаниям и помощи педагога все время что-то «получается», «выходит», постепенно формируется  чувство уверенности в своих силах.
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА. ТЕМПЕРАМЕНТ

Формирование сценического состояния артиста во многом определяется и адаптивными возможностями личности. Исполнитель адаптируется к образному языку композитора, к техническим и выразительным средствам, которые необходимы для воплощения художественного содержания исполняемой музыки, к собственному физическому и психическому состоянию, к эмоциогенной обстановке зрительного зала, к неожиданностям, которые подстерегают его во время выступления. Чем быстрее и гибче адаптируется исполнитель к меняющимся условиям концерта, тем успешнее он управляет своим сценическим состоянием, тем легче обретает желанное чувство творческого подъёма и «окрыленности».

 

Эмоциональное переживание, связанное с художественным истолкованием сочинения формирует психологическую установку на творчество, опосредованно влияет на особенности сценического состояния. Большое значение имеет то, как высоко оценивает исполнитель собственную интерпретацию сочинения. Если музыкант верит, что его интерпретация представляет эстетическую ценность, что она непременно вызовет интерес у публики, исполнение проходит с особым эмоциональным подъёмом.

 

В музыкально-исполнительской деятельности музыканты, имеющие сильный неуравновешенный тип нервной системы (холерики), чаще других испытывают сценическое состояние, напоминающее «предстартовую лихорадку». Исполнители с сильной инертной системой высшей нервной деятельности (флегматики) чаще впадают в состояние «творческой апатии». Труднее прочих преодолевают нездоровые формы сценического волнения музыканты со слабым типом нервной системы (меланхолики).

 

В музыкальном исполнительстве успеха могут добиться люди с любым типом высшей нервной деятельности, в том числе и меланхолики. Если музыканта, обладающего меланхолическим типом темперамента, постоянно нацеливать на преодоление негативных свойств своей психики, то со временем его нервная система приспособиться к условиям творческой работы. 

 

Известно, что в чистом виде темпераменты встречаются относительно редко. И хотя в творческой работе музыканта преобладают черты какого-либо одного темперамента, могут наблюдаться также отдельные особенности, свойственные другому. Ежедневное решение схожих исполнительских проблем, постоянное выполнение одних и тех же творческих задач постепенно меняет психику человека.

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ
К КОНЦЕРТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ

В день выступления  у  большинства  исполнителей  возникает  так  называемое «предконцертное  волнение»,   основанное   на   беспокойстве   за   качество выступления. Правильная психологическая  установка  на  успешное выступление,  разумное  сбережение  нервно-психологической  энергии  в  день концерта оказывает положительное влияние на исполнение программы на сцене.

В предконцертные дни, чем меньше занимается музыкант, тем лучше; он  должен, не напрягая внимания,  просто  просматривать  программу.  Опытные  музыканты советуют:  накануне  концерта  (предпочтительно   утром)   нужно   проиграть программу только один раз, не разделяя музыку на  куски  и  не  повторяя  их отдельно. На этой стадии не  рекомендуется  разрывать  единство  музыкальной ткани.

В  процессе  разыгрывания  рук  перед  концертом  нужно  помнить   о такой психологической особенности исполнителя,  как  темпы  проигрывания:  игра  в быстром  темпе  перед  самым  выходом  на  сцену  обычно  ведет  к  усилению беспокойного состояния и ненужному растрачиванию нервной  энергии.  Полезнее будет играть гаммы и упражнения или медленно  и тихо проигрывать  небольшие  музыкальные построения.

 

Накануне публичного выступления, особенно важно наилучшим образом настроить ребенка, создать для него, по возможности, благоприятный душевный климат, приободрить, похвалить, «морально» поддержать, а не фиксировать внимание ученика на технических трудностях. Чтобы немного отвлечь, сбросить излишнее психологическое напряжение перед выступлением, можно рассказать о каком-нибудь эпизоде из собственной исполнительской практики, вспомнить о своих ошибках.  Перед выходом на сцену необходимо настроить ребенка на положительный результат.
 
  Сразу после выступления не следует анализировать его игру, в эти минуты педагог должен быть особенно чуток и терпим. Спустя какое-то время, когда ученик поостынет, спокойно разобраться в классе, что   получилось, а что нет. Лучше всего излечивает от боязни сцены - успех, удача. Успех ведет очень часто к существенным структурным изменениям в психике, меняется самооценка, характер, укрепляется доверие к себе.
 Состояние готовности,  или  установка на успех,  имеет  очень  важное  функциональное значение. Быть готовым к выходу на сцену с  чувством  уверенности, верой в удачу. Исполнителю,  который  с  нетерпением  ждёт   выступления,   легче   обрести сценическое состояние, способствующее  успеху.  Чем  больше  исполнительский опыт, чем чаще музыкант выходит на концертную эстраду, тем реже страдает  от форм сценического волнения. Чем шире жизненный и  творческий  кругозор  исполнителя, чем больше у него профессиональных знаний, тем ярче  и  глубже  способен  он художественно  истолковывать  сочинение  и,  следовательно,  тем  легче  ему направить  своё  волнение  в  русло  творческих   задач.
 Важную роль в психологической подготовке музыканта к концертному выступлению играют его слуховые представления. Для этого следует мысленно «проигрывая» фрагменты сочинения, представлять себя на концертной эстраде и внушать себе соответствующее психологическое состояние. Такой прием поможет натренировать у исполнителя способность эмоционально переживать и истолковывать музыку в условиях эстрадного волнения. Музыкально-слуховые представления не только обеспечивают творческое отношение к исполняемому сочинению и помогают выбрать исполнительский вариант, но и участвуют в контроле за качеством исполнения.
  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ничто не заставляет ученика так внимательно и прилежно работать над произведением, как осознание того, что ему придётся исполнить его перед слушателями. Поведение ученика на эстраде, когда он выносит на суд слушателей подготовленную в классе программу, имеет прямую связь со всем предшествующим концертному выступлению педагогическим процессом. Случается, что ученик отлично выучил произведение и вполне благополучно исполнил его в классе, но на эстраде растерялся и сыграл неудачно.

Об эстрадном волнении, от которого столь многие страдают, очень точно сказал Римский-Корсаков: оно обратно пропорционально степени подготовки. Эта формула верна, но она не исчерпывает всех случаев и разновидностей эстрадного волнения. Большей частью это происходит вследствие недостаточно прочно выработанной волевой закалки. Для того, чтобы хорошо играть в привычной обстановке класса, нужен сравнительно небольшой запас волевой энергии. Другое дело, когда действие переносится на эстраду. Зная это, педагог должен заблаговременно подготовить прочную базу для удачного публичного выступления. Чтобы проверить, насколько прочно улеглось в памяти данное произведение, нужно провести ряд публичных репетиций, например, пригласить в класс родителей или разрешить ребёнку выступить перед своими товарищами. Недостатки, выявившиеся во время этих прослушиваний, устраняются в классе. Очень важно беречь свои эмоциональные силы в день концерта и накануне его, не говоря уже о пользе тщательного, точного и внимательного проигрывания (одними пальцами, при помощи рассудка, «холодного ума»).

Затем выступление на концерте или экзамене обычно проходит успешно. Не следует забывать - неудачное эстрадное выступление травмирует психику ученика, может пропасть желание дальше работать. Эти последствия устраняются не легко и не скоро.

Уже с детских лет ученик должен привыкать, что выступление – это серьёзное дело, за которое он несёт ответственность перед композитором, слушателем, педагогом, собой. И вместе с тем – выступление – праздник, самые лучшие минуты жизни. Обычно детям я говорю: «Играй так, чтобы доставить слушателям радость и удовольствие от услышанного, чтобы другому ученику захотелось самому так хорошо играть и приносить людям радость».

Публичное выступление выявляет достоинства и недостатки ученика, учит тому особому напряжению и волевой выдержке, которые так важны для исполнителя. Педагогу при этом удаётся лучше распознать своих учеников. Интерес, любовь к музыке, инициатива и воля – вот что движет в работе учащегося. Не ради техники он должен заниматься много часов в день, а музыка должна рождать потребность в занятиях, а отсюда – и саму технику.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.   Ананьев Б. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001.

2.   Дубровина И., Денисова Е., Прихожан А. Психология. – Academa, 2000.

3.   Нейгауз  Г.Г.  Об  искусстве  фортепианной  игры:  Записки  педагога.  М.: Классика-XXI, 1999.

4.   Родионов А. Психология. Темперамент и типы высшей нервной деятельности. – М.: Высш. шк., 1968.

5.   Столяренко Л., Столяренко В. Психология для студентов колледжей. – Ростов-на-Дону:  Феникс, 2000.

6.   Цыпин  Г.М.  Музыкант  и  его  работа:  Проблемы  психологии  творчества.  М.: Сов. композитор, 1988.

7.   Шнабель А. Ты никогда не будешь пианистом! М.: Классика-XXI, 2002. Успенский П. В поисках чудесного. – М.: Фаир-Пресс, 2000.

8.   Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М., «Музыка» 1985

 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 15.01.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»