ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА ЗАНЯТИЯХ ФОРТЕПИАНО И КЛАВИШНОГО СИНТЕЗАТОРА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА ЗАНЯТИЯХ ФОРТЕПИАНО И КЛАВИШНОГО СИНТЕЗАТОРА

 

 

Методическая разработка

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА ЗАНЯТИЯХ фортепиано и клавишного синтезатора»

Жуланова Елена Владимировна,

педагог дополнительного образования

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В связи с тем, что в современной школе стало возможным внедрение информационных технологий, в учебном процессе появились новые формы обучения для повышения качества образования. Трудно переоценить возможности информационных технологий в качестве средств художественного выражения и обучения, эстетического развития и художественного образования детей и подростков. Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий (трехмерность, анимация, видео, звук, имитация традиционных изобразительных техник, интерактивность, гипертекстуальность) позволяют рассматривать компьютер как открытую учебно-развивающую среду для творчества и самообразования и учащихся, и преподавателей.

Активное использование педагогом компьютерных технологий расширяет информационную базу при подготовке к занятию, что способствует более эффективному усвоению обучающимися учебной программы. Трехмерность, анимация, видео, звук, интерактивность, гипертекстуальность компьютерных программ позволяет эффективней развивать различные типы восприятия и задействовать при проведении занятия все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную. Такая форма проведения занятия значительно повышает его интенсивность, а также способствует расширению межпредметных связей при изложении материала. Благодаря применению компьютерных программ стало возможным использование таких форм проведения занятий как урок-экскурсия, урок-концерт, урок-игра и др. Даже физкультминутку можно провести необычно с пользой для лучшего усвоения материала.

В своей педагогической практике на занятиях в младших и средних классах я использую обучающие и игровые компьютерные программы. Подбор учебных программ осуществляется с учетом возрастных интересов детей, их подготовленности к восприятию излагаемого материала и уровня освоения ими компьютера.  В старших классах задействуются все группы программ в полном объеме и занятия проводятся с применением, как отдельных элементов программы, так и в форме урока-презентации и интегрированного урока. Для создания условий самостоятельной деятельности используется форма домашнего задания. Обучающимся предлагается обратиться к ресурсам Интернета, для получения более полной информации по пройденной теме, расширения и углубления теоретических знаний. Полученную информацию можно оформить в виде доклада, реферата или презентации. Такая форма работы делает обучение более интересным, а полученные знания более глубокими.

Применять ИКТ можно на любом этапе занятия: при проверке пройденного материала, изложении новой темы, закреплении материала, проведении физкультминутки, как поощрение за хорошую работу. Такая форма работы делает занятие более разнообразным, увлекательным и существенно облегчает установлению обратной связи между педагогом и обучающимся.

Таким образом, применение компьютера и компьютерных технологий необходимо в учебном процессе. У детей повышается учебная мотивация, результативность, интерес к занятиям.

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

 

Большую помощь в проведении занятий дают музыкальные энциклопедии. В «Энциклопедии популярной музыки Кирилла и Мефодия» обучающиеся могут найти сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах, а также проследить историю развития той или иной группы, узнать о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушать запись или просмотреть видеоклип. В разделе Викторина можно проверить свои знания ответив на различные вопросы и музыкальные фрагменты.

Программа «Музыкальный класс» дает возможность заниматься как музыкой, так и сольфеджио. Эта программа обучающего характера идеально подходит для учащихся младших классов. В разделах «История музыкальных инструментов» и «Электронное пианино» обучающиеся получат сведения о группах музыкальных инструментов, историю их создания, видах, смогут исполнить произведение на любом из предложенных 10 инструментов. Такое сочетание дает хорошие результаты, так как дети не только теоретически изучают инструменты, но и виртуально играют на них.

 

Используемые программы на занятиях фортепиано

и клавишного синтезатора:

 

1.Информативные – энциклопедии: классической музыки, популярной музыки, джаза, музыкальных инструментов, театра, балета и др. Эти программы отличаются большим объемом предлагаемой информации,  «Энциклопедия классической музыки» включает 278 статей о композиторах всех стран, 209 музыкальных фрагментов самых известных произведений и описание их содержания, показаны в анимации 44 музыкальных инструмента и даны образцы их звучания, 121 статья познакомит с самыми известными исполнителями всего мира.  Авторами рассказано о десяти основных жанрах музыки (опера, балет, оперетта, симфония, концерт, соната, фортепианная музыка, камерно-инструментальная музыка, кантаты и оратории, песни и романсы) с иллюстрациями, видеофрагментами и отрывками музыкального звучания. При желании можно воспользоваться словарём, где в 489 статьях можно найти все самые необходимые знания. Можно совершить 12 виртуальных экскурсий по странам мира и познакомиться с их музыкальной культурой. При помощи 150 вопросов викторины можно самостоятельно оценить уровень своих музыкальных знаний;

2.Обучающе-развивающие: Моцарт В.А. «Волшебная флейта». Интерактивная музыкальная игра «Волшебная флейта» сочетает в себе игры, викторины, сказочные приключения и музыкальную энциклопедию. Она поможет юным музыкантам сделать первые шаги в мире классической музыки, познакомит с биографией Моцарта, основными его произведениями. Семь игровых заданий объединены общим сюжетом, цель которых — познакомить детей с симфоническим оркестром, научить различать классические музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию, вслушаться в музыку «Волшебной флейты» и других произведений Моцарта. Включение данной программы в учебный процесс будет способствовать успешному развитию у обучающихся всех составляющих музыкального таланта, тембрового и мелодического слуха, музыкальной памяти. Я работаю преподавателем в «Детском центре культуры» и вместе с юными музыкантами мы с удовольствием путешествуем по волшебному музыкальному миру.

Вивальди  А. «Алиса и времена года». Игра включает в себя оригинальные музыкальные головоломки, основанные на музыке Антонио Вивальди, интересные задания. Игра состоит из 12  музыкальных игр, энциклопедии музыкальных инструментов. Эту игру можно использовать для тренировки и развития музыкального слуха и памяти.

Чайковский П.И. «Щелкунчик». Развивающая программа «Щелкунчик» сочетает в себе увлекательную игру, музыкальную энциклопедию и сказочное приключение в мире музыки. Чарующие мотивы из одноименного балета, завораживающие звуки симфонического оркестра, сказочные персонажи помогут ребенку погрузиться в мир классической музыки, почувствовать и оценить всю ее красоту и волшебство. Игровая часть программы представлена в виде серии загадок и викторин, объединенных общей сюжетной линией. Музыкальная энциклопедия познакомит обучающихся с биографией выдающегося русского композитора П. И. Чайковского и историей создания балета «Щелкунчик». Эта программа поможет ребенку развить слух, музыкальные способности, научит различать музыкальные инструменты. Данные программы с помощью анимации, трехмерной графики в интересной форме познакомят с содержанием и музыкальными особенностями и художественными образами отдельных произведений выдающихся мировых композиторов;

3.Образовательно-игровые: «Клиффорд. Угадай мелодию», «Музыкальный класс», «Дракоша в мире музыки» и др.  «Музыкальный класс» - программа, где с помощью многочисленных игр дети получат теоретические знания. Раздел «Теория музыки» поможет обучающимся узнать и понять основные термины музыкальной грамоты:  нота, тон, интервал, мелодия, гармония, ритм и многие другие. Игра «Крестики-нолики» позволит обыграть компьютер, правильно угадав музыкальные инструменты, ноты, паузы. «Музыкальные кубики» позволят собрать мелодию, а «Музыкальный диктант» поможет проверить музыкальный слух и память. Приложение «История музыкальных инструментов» поможет не только узнать, какие существуют музыкальные инструменты, но и услышать их звучание. В разделе «Компьютерное фортепиано» можно исполнить любую мелодию на клавиатуре компьютера, используя самые различные инструменты (арфа, кларнет, труба, барабан, гитара, фортепиано, синтезатор, колокольчики и литавры). С помощью «Киберсинтезатора» можно создать свою собственную композицию в стиле «Рок», «Техно», «Рок-н-ролл», «Кантри» и «Латинос»;

4.Фонотека – записи музыкальных произведений: подборки по стилям, композиторам, жанрам.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Включение ИКТ в образовательный процесс, способствует более разностороннему проявлению творческих способностей обучающихся, развитию памяти и мышления, открывает неограниченные возможности для модернизации процесса обучения. Некоторые психологи отмечают значительное влияние использования новых технологий  в обучении на развитии у детей теоретического, творческого мышления, формирования нового операционного типа мышления.

Применение ИКТ на занятиях создает условия для  оптимизации образовательного процесса, видоизменяет и дополняет традиционные формы подачи информации. Образовательные ресурсы Интернета дают обучающимся самим формировать свое информационное пространство. Такой информацией могут быть: сведения о композиторах, сведения об исполняемых произведениях, поиск в Интернете нотных источников, скачивание подходящих аудио и видеоматериалов, просмотр картин, фото и другого материала, помогающего в работе над раскрытием образа в произведении, поиск методической литературы и обращение к специализированным сайтам. Для профессионального развития рекомендуется прослушивать исполняемое произведение в интерпретации различных исполнителей, найти записи известных пианистов, побывать виртуально на концертах  знаменитых музыкантов, просмотрев их в видеозаписи.

Таким образом, в современном дополнительном образовании новые технологии обучения позволяют обогатить стандартный урок, сделать его более интересным и разнообразным. Самостоятельная учебная деятельность развивает кругозор обучающихся. Доступ к лучшим образцам исполнительства позволяет расти ученикам профессионально.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Адаева Н.А. Информационные технологии преподавания теоретических дисциплин в Детской школе искусств // Дополнительное образование и воспитание.  № 2. - С 35-40. 2009.

2. Малеева Г.Г. Урок XXI века: информационные технологии в школе //Дополнительное образование и воспитание.  № 3. 2009. - С 43-50.

3. Осипова О.П. Организация контроля и оценивания выпускной работы слушателей курсов повышения ИКТ - компетентности // Дополнительное образование и воспитание. № 6. 2007. - С 53-58.

 

 

Дата последнего обновления страницы 15.01.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»